?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В беседе о роли институциональной церкви как учителя христианской морали опять зазвучала актуальнейшая тема «дехристианизации Европы» и «падения нравов в России», потому-де, что «несколько поколений жили вне христианской системы нравственных координат».

У меня к этому небольшая подборочка на тему социальной морали в среде представителей институциональной церкви за последнюю треть 19 в., ну то есть когда все обозримые поколения все ещё жили в христианской системе нравственных координат – вы же понимаете, что жить в системе оных координат означает не что иное как ставить свечки и говеть два раза в год.

Подборочка из все той же замечательной книги, из которой я уже не раз постила по тэгу бутоны розановые. Подборочка могла бы быть обширнее, но из-за водянистого стиля автора я выбирала только эпизоды, изложенные кратко. А, например, красочное описание участия священника в пыточном следствии с побоями, дыбой и сдавливанием черепа веревкой (глава 43) не выбрала – там четыре страницы, ЖЖ-формат не резиновый. Выбрала только эпизоды самые коротенькие, три штуки.

Из главы 42

«Напротивъ церкви онъ (помещик П.) выстроилъ хорошій домъ, отдѣлалъ два запущенныхъ сада и развелъ пчелъ. Въ концѣ 1840-хъ и въ началѣ 1850-хъ годовъ въ этомъ селѣ былъ священникъ нѣкто Д., мужчина грубый до крайности. Однажды, рой барскихъ пчелъ и привѣйся на колокольню. Попъ съ лукошкомъ, баринъ съ роевней туда! Одинъ кричитъ: у меня улетѣлъ,-- мой! Другой оретъ: ко мнѣ привился,-- мой!-- Да и сцѣпились... Оба были высокаго росту, здоровенные, но только священникъ, по лѣтамъ, годился барину во внуки. Долго ломали они ребра другъ другу; наконецъ, священникъ, какъ-то, изловчился, да и пырнулъ барина въ зашей съ лѣстницъ,-- и завладѣлъ роемъ.

Не желая простить такой обиды священнику и, вмѣстѣ, не желая компрометтировать себя изъ-за роя, П. и подговорилъ сосѣда своего В. подать на него прошеніе и требовать вывести его изъ прихода.

В. подалъ прошеніе такого рода (дословно): "священникъ Д. несвоевременно креститъ, несвоевременно вѣнчаетъ, несвоевременно хоронитъ, несвоевременно служитъ обѣдни и несвоевременно исправляетъ требы. Поэтому покорнѣйше прошу, в. п -- во, вывесть его изъ нашего прихода". Мнѣ велѣно было произвесть слѣдствіе.

Кляузы непріятны какому бы то ни было слѣдователю, не люблю ихъ и я. Но тутъ жалуются на священника такіе люди, въ которыхъ, самихъ-то, нѣтъ ни стыда, ни чести, ни совѣсти... И я положилъ себѣ, еще заранѣе, оправдать его во что бы то ни стало, хотя бы даже и оказались за нимъ какіе-нибудь проступки.

В. выслалъ мнѣ своего старосту депутатомъ, съ барской печатью. Но, къ счастью священника, у старосты была въ это время, какая-то родственная свадьба; я въ первую же ночь отпустилъ его погулять, чему онъ былъ радехонекъ. Утромъ онъ пришелъ ко мнѣ въ квартиру пьяный, и весь день проспалъ.

Ночью я отпустилъ его опять,-- и такъ цѣлую недѣлю. Онъ отдалъ мнѣ свою печать,-- и я писалъ, что зналъ и прикладывалъ ее, гдѣ нужно. Священникъ вышелъ у меня чуть не святымъ. Правда, что за нимъ не было никакихъ важныхъ проступковъ; онъ только, вообще, грубо по временамъ обращался съ прихожанами и иногда заставлялъ по долгу ждать себя при требоисправленіяхъ.

По слѣдствію консисторія нашла священника невиннымъ и оставила на прежнемъ мѣстѣ.

Из главы той же

«Намъ извѣстенъ и такой случай: при спросѣ благочиннымъ о поведеніи одного дьякона, всѣ крестьяне подъ присягою показали, что дьяконъ ихъ N. поведенія не хорошаго. Благочинный и пишетъ: "крестьянинъ А. показалъ, что дьяконъ N, поведенія не хорошаго. Крестьянинъ Б. показалъ то же, что и А. Крестьянинъ В. показалъ то же, что и А. Крестьянинъ Г. показалъ то же, что и А. И такъ 24 человѣка. Частицу НЕ онъ нарочито отъ слова: хорошаго отставилъ и потомъ на нее, какъ будто ненарочно, чернилами капнулъ. И вышло такимъ образомъ, что дьяконъ N. поведенія хорошаго.

Будь гласное судопроизводство -- такого мошенничества не было бы.» -

(прим. моё: оборот «будь гласное судопроизводство» означает «если бы миряне контролировали нравственность своих пастырей»).

Из главы 43

Въ Самарской губерніи, по берегамъ р. Иргиза нѣкогда было много раскольничьихъ монастырей. Мѣста эти считались раскольниками святынею. Въ одномъ мѣстѣ, по берегамъ одного довольно большаго озера, стояло два монастыря, на одномъ берегу мужской, на другомъ женскій. Но принятіи нѣкоторыми монастырями единовѣрія и по закрытіи совсѣмъ другихъ, землею сталъ владѣть городъ Николаевъ. Городъ сдалъ озеро купцу для рыбной ловли. Въ первую же тоню, какъ запустили неводъ, вытащили шестнадцать, объѣденныхъ раками, ребятъ. Назначено было слѣдствіе, прибыло временное отдѣленіе,  отъ духовнаго вѣдомства назначенъ былъ депутатомъ благочинный Н. Ѳ. П. Всѣ слѣдователи помѣстились въ женскомъ монастырѣ. Дѣло было лѣтомъ. Долго жили слѣдователи, много дѣлали и, какъ-то, однажды вечеромъ, вышли всѣ на крыльцо подышать чистымъ воздухомъ, поболтать и закурили трубки, закурилъ и благочинный. Какъ увидѣли преподобныя матери благочиннаго съ трубкой, такъ и всполошилась вся обитель. На другой же день матушка-игуменья послала жалобу къ преосвященному, что благочинный осквернилъ святыню,-- и благочинный тотчасъ же былъ удаленъ отъ должности.

Ой, добавлю ещё один, из главы 44. Он с элементами социально-психологической аналитики, люблю такоэ.

«Униженное положеніе священниковъ горько отзывается на ихъ характерѣ. Городской священникъ, не смотря на его внѣшній лоскъ, приличную церковную квартиру, знакомство съ людьми среднихъ слоевъ общества,-- терпитъ такія же униженія, какъ и сельскій: онъ также ходитъ по дворамъ прихожанъ и, подъ видомъ молитвословій, выпрашиваетъ подаянія; также подъ его носомъ хозяева запираютъ двери, и хохочатъ, смотря въ окна; также терпитъ выговоры и платитъ консисторскіе штрафы, какъ и все остальное духовенство,-- онъ униженъ всѣми. Но какъ только дѣлается онъ членомъ консисторіи, то тотчасъ же заявляетъ духовенству, что онъ теперь уже не то, что былъ онъ,-- что онъ теперь власть, и имѣетъ возможность и карать и миловать, какъ ему угодно. И, если не первая, то одна изъ первыхъ, подписанныхъ имъ бумагъ, будетъ съ выговоромъ или штрафомъ. Долго, потомъ, практикуется онъ надъ выговорами, штрафами и самыми нелѣпѣйшими придирками и потомъ уже, послѣ многихъ лѣтъ такой практики, начинаетъ постепенно, мало-по-малу, утихать и приходить въ состояніе обыкновеннаго формалиста.

Очень можетъ быть, что нѣкоторые осудятъ меня за рѣзкость слова, въ такомъ случаѣ я скажу, что я имѣю право сказать что осуждающій меня не знаетъ нашей организаціи и нашихъ распорядковъ.Будьте тѣмъ, чѣмъ мы, то хоть кого возьметъ горе и не удержится отъ рѣзкихъ выраженій. Представьте себѣ какое-нибудь министерство, гдѣ, кромѣ самаго министра и директоровъ департаментовъ,-- начиная съ вице-директоровъ и кончая швейцаромъ,-- были бы штрафованы всѣ до единаго,-- всѣ безъ исключенія! Есть ли такое учрежденіе или присутственное мѣсто, гдѣ были бы штрафованы всѣ, и проскользнулъ бы развѣ, какъ-нибудь, какой-нибудь одинъ бабушкинъ внучекъ? Конечно, этого нигдѣ нѣтъ и быть не можетъ. Дѣйствительно этого нигдѣ и нѣтъ, потому что это возможно только у насъ (т.е., прим. моё, в институциональной РПЦ). У меня, напримѣръ, въ округѣ, начиная съ меня,-- благочиннаго, и кончая послѣднимъ пономаремъ, штрафованы всѣ,-- до единаго. Не штрафованъ только одинъ священникъ, и только потому, что священникомъ всего два года, но, конечно, не ускользнуть и ему. Точно такъ и по всей губерніи. Встрѣтившись съ любымъ священникомъ на улицѣ, въ вагонѣ желѣзной дороги,-- гдѣ угодно, спросите, изъ любопытства: были вы штрафованы? Скажетъ: былъ. -- За что? -- Да я и самъ теперь не помню, за какіе-то пустяки, кажется за то, что какому-то заѣзжему баричу долго не высылалъ статистическихъ свѣдѣній. За это я отдалъ только рублевку, но, помнится, за что-то взяли и еще трешницу.-- И въ формулярахъ значатся у васъ эти штрафы? -- Нѣтъ, это у насъ дѣлается отечески: "соймя рубашка, вѣжливенько плетью съ наказаніемъ",-- въ формуляры вносятся штрафы только за вину, а эти налагаются, просто, для собственнаго удовольствія. Въ училищахъ учителя пороли насъ отъ скуки, для собственнаго развлеченія и потѣхи, а теперь консисторіи штрафуютъ для собственной потѣхи".

...стоп. а то придется всю книжку сюда.


Напоминаю, что это не какие-то случайно найденные на чердаке тетрадки одного отдельно взятого социально-нравственного отморозка и непойманного за руку уголовника в рясе. Нет, о. Александр Розанов был, судя по всему, одним из лучших представителей своего сословия, состоял на хорошем счету у начальства, к гражданскому суду не привлекался, водки не пил, читал книжки, всех своих детей трудоустроил вне клира а записки его годами, глава за главой, выпуск за выпуском, свободно печатались в благонамеренной подцензурной «Русской старине».
В 80-е годы позапрошлого века.
Когда вся Российская Империя ещё по умолчанию жила в христианской системе нравственных координат.

Comments

( 64 комментария — Оставить комментарий )
alien_dee
18 дек, 2018 11:51 (UTC)
Мне не раз в голову мысль за последние четверть века приходило, что разного рода советы и партийные собрания таки выполняли важную регулирующую функцию. Они не давали кому-то совсем уж берега терять, давали возможность высказаться кому-то кроме начальства, взглянуть на хозяйственные вопросы с морально-этического угла снизу.
В 90-е эта общественная функция была совсем утеряна, сейчас она пробивается через форумы-социальные сети. Точечно - через общественные организации.
mmekourdukova
18 дек, 2018 11:58 (UTC)
В простых случаях (вот как из топика) не терять берега помогает даже обычный Уголовный Кодекс :-)).

Советы и (парт)собрания, конечно, в известной мере выполняли регулирующую функцию. Но нравственности при советской власти учились в основном не через них, а через книжки, прессу (да-да, я помню), театр, кино.
(без темы) - alien_dee - 18 дек, 2018 12:06 (UTC) - Развернуть
(без темы) - mmekourdukova - 18 дек, 2018 12:16 (UTC) - Развернуть
(без темы) - alien_dee - 18 дек, 2018 12:40 (UTC) - Развернуть
(без темы) - mmekourdukova - 18 дек, 2018 12:46 (UTC) - Развернуть
(без темы) - alien_dee - 18 дек, 2018 23:10 (UTC) - Развернуть
(без темы) - mmekourdukova - 18 дек, 2018 23:51 (UTC) - Развернуть
(без темы) - alien_dee - 19 дек, 2018 13:48 (UTC) - Развернуть
(без темы) - mmekourdukova - 19 дек, 2018 14:24 (UTC) - Развернуть
(без темы) - mmekourdukova - 18 дек, 2018 12:34 (UTC) - Развернуть
(без темы) - alien_dee - 18 дек, 2018 12:41 (UTC) - Развернуть
(без темы) - mmekourdukova - 18 дек, 2018 12:50 (UTC) - Развернуть
(без темы) - mmekourdukova - 18 дек, 2018 13:05 (UTC) - Развернуть
(без темы) - alien_dee - 18 дек, 2018 13:49 (UTC) - Развернуть
(без темы) - tanika_ru - 18 дек, 2018 18:36 (UTC) - Развернуть
alexeydm_ikn
18 дек, 2018 11:58 (UTC)
А што не так то? Такова наша горькая селяви
mmekourdukova
18 дек, 2018 12:01 (UTC)
Была. При тех поколениях, которые жили в той ещё системе координат.
(без темы) - erundelle - 18 дек, 2018 12:14 (UTC) - Развернуть
protonko
18 дек, 2018 12:40 (UTC)
Пишу с телефона, позже может добавлю. Вы опять начинаете спорить с общепризнаными истинами, ссылаясь на не очень умного о. Розанова ( а к слову, умного о.Зеньковского не читали). Дореволюционная жизнь не была лубком, сказкой, как хотят ее изобразить многие почитатели монархизма и фанаты Российской империи. Если бы была, то и революции не было. Это очевидно. Но не видеть расцвета духовно-культурной жизни, дрожжи которой несомненно и христианская вера, и церковное ее выражение - это надо сильно постараться. Русское религиозное возрождение нач. 20 века, ведь наверное, знакомое Вам выражение? А новомученики и исповедники 20 века ? Это не итог разве жизни России в христианской системе координат? Что же мы видим, спустя 80-100 лет после того, как Церковь в России была вычеркнута из общественной жизни? Да ничего и близко похожего на 100летней давности цивилизационные, культурные, духовные достижения.
alien_dee
18 дек, 2018 12:44 (UTC)
А если на Украине обретутся новомученики, это станет свидетельством происходившего там последние десятилетия духовного ренессанса?
(без темы) - protonko - 18 дек, 2018 12:47 (UTC) - Развернуть
(без темы) - anna_bpguide - 18 дек, 2018 16:30 (UTC) - Развернуть
(без темы) - fly_in_fish - 20 дек, 2018 15:31 (UTC) - Развернуть
protonko
18 дек, 2018 12:49 (UTC)
И кстати в 1880 был закончен великий христианский роман Братья Карамазовы
mmekourdukova
18 дек, 2018 12:53 (UTC)
О том, что ФМД (почему не графиню де Сегюр? Почему не Диккенса, Гюго, Мопассана?) нынешние учители нравственности очень хотели бы подшить к делу, мы уже перетирали - https://mmekourdukova.livejournal.com/491515.html
(без темы) - protonko - 18 дек, 2018 13:06 (UTC) - Развернуть
(без темы) - mmekourdukova - 18 дек, 2018 13:11 (UTC) - Развернуть
(без темы) - alien_dee - 18 дек, 2018 13:53 (UTC) - Развернуть
как кто - mmekourdukova - 18 дек, 2018 13:57 (UTC) - Развернуть
Re: как кто - alien_dee - 18 дек, 2018 14:20 (UTC) - Развернуть
Re: как кто - mmekourdukova - 18 дек, 2018 14:32 (UTC) - Развернуть
Re: как кто - alien_dee - 18 дек, 2018 15:35 (UTC) - Развернуть
Re: как кто - mmekourdukova - 18 дек, 2018 16:01 (UTC) - Развернуть
Re: как кто - alien_dee - 18 дек, 2018 16:36 (UTC) - Развернуть
Re: как кто - mmekourdukova - 18 дек, 2018 17:07 (UTC) - Развернуть
(без темы) - alien_dee - 18 дек, 2018 17:10 (UTC) - Развернуть
(без темы) - mmekourdukova - 18 дек, 2018 17:17 (UTC) - Развернуть
(без темы) - alien_dee - 18 дек, 2018 17:35 (UTC) - Развернуть
(без темы) - mmekourdukova - 18 дек, 2018 17:42 (UTC) - Развернуть
(без темы) - alien_dee - 18 дек, 2018 17:43 (UTC) - Развернуть
(без темы) - skeily_ramires - 18 дек, 2018 13:57 (UTC) - Развернуть
(без темы) - mmekourdukova - 18 дек, 2018 14:00 (UTC) - Развернуть
gannota_i
18 дек, 2018 18:51 (UTC)

Такой уровень человеческих отношений, где старшему можно бить младшего, где унижать младшего словесно - норма (и даже унижаемым может не приходить в голову, что что-то тут не так), насколько вообще совместим с христианскими нравственными координатами? Сколько процентов можно дать?

mmekourdukova
18 дек, 2018 18:58 (UTC)
У бачки Розанова уже, уже открыты глаза на то, что бить и унижать - плохо и этта, несовместимо. Но на то, что ему и его закрытой касте, живущей по законам джунглей, супротив не только христианских нравственных координат, но и простого Уголовного Кодекса, нечему учить мирян, у него почему-то глазки никак не хотят открываться.
(без темы) - gannota_i - 18 дек, 2018 19:28 (UTC) - Развернуть
(без темы) - mmekourdukova - 18 дек, 2018 19:37 (UTC) - Развернуть
maitai1again
18 дек, 2018 19:08 (UTC)
Бутоны прочла, кстати - этой осенью. Не полностью, к концу сдулась - да и ясно всё прям кристально.
Вспоминая здешние разговоры о дехристианизированной Европе, могу отметить ожиданное-очевидное: те, кто отсюда не выезжал (и не собирается ) - самые-рассамые адепты.

Растёт счас третье поколение этих самых - вскормленных воссозданной традицией. Наблюдаю всё то же: при выходе из храма платочек вон.
mmekourdukova
18 дек, 2018 19:17 (UTC)
у нас в Воронеже водка кие дела
Не знаю, как вырезать нужный кусок - https://www.youtube.com/watch?v=k4OZqXFeN30&t=4s - 1.31 смотреть. Про Париж.


Бутоны же - очень своевременная книга! я удивляюсь, почему до сих пор не переведена на языки. Джорданвилль мог бы подсуетиться, например, чем ваньку валять.


(без темы) - maitai1again - 19 дек, 2018 07:31 (UTC) - Развернуть
(без темы) - mmekourdukova - 19 дек, 2018 09:38 (UTC) - Развернуть
(без темы) - alien_dee - 18 дек, 2018 23:37 (UTC) - Развернуть
(без темы) - mmekourdukova - 18 дек, 2018 23:48 (UTC) - Развернуть
(без темы) - alien_dee - 19 дек, 2018 00:09 (UTC) - Развернуть
Сергей Зеньков
18 дек, 2018 20:48 (UTC)
Уфф!.. Злюббратьысесссссс! Знаете, дофигачо могу сказать, но ограничусь лишь:
Бабель-то Исаак Эмманнуилыч по какой вине утилизирован? - Верно: красный Ветхий Завет создал! Книгу Судей, ткскть (это я за "Конармию" гл. обр). А что есть Ветх. З.? -
Притча во языцех, никак (народ-анекдот, если с цся на наш). Так ведь быдло-то скрепоносное прообразовательности и далее по тексту чаяло!
Не, ынжынеры из духовных сами дела и шили. Хедером тут не обошлось бы
volchik_lamyra
18 дек, 2018 22:24 (UTC)
Вот скопцом, значить, священнику быть нельзя. А моральным [вырезано цензурой], значить, вполне можно. У меня слов нет. Печатных. Так-то есть.
mmekourdukova
18 дек, 2018 22:47 (UTC)
Конечно, можно. Нельзя быть только неправильно (неканонически) рукоположенным, и нельзя быть под запретом, и изверженным из сана нельзя. А всё остальное стопудово можно.
morreth
19 дек, 2018 18:49 (UTC)
... Которую мы потеряли... всхлип-всхлип...
mmekourdukova
19 дек, 2018 19:11 (UTC)
Не придут ко мне с находкой!
(без темы) - morreth - 20 дек, 2018 08:21 (UTC) - Развернуть
( 64 комментария — Оставить комментарий )

Profile

загадочная
mmekourdukova
mmekourdukova

Latest Month

Сентябрь 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Метки

Разработано LiveJournal.com