mmekourdukova (mmekourdukova) wrote,
mmekourdukova
mmekourdukova

Category:
  • Mood:
  • Music:

о тех, кому рука сложней головы

Давно хотела написать про блестящий парадокс всем известную пошлость, что будто бы руки-ноги всего труднее рисовать, те, кто в лодке – они-де знают, а вот профанам невдомек, профаны продолжают думать, что личико труднее.

Что-то в глубине нас сопротивляется парадоксу, но тем вкуснее хрустит он на зубах – вона как! Личико – это и дурак сможет, а ты поди руку нарисуй!




Я хочу рассказать вовсе не про то, почему этот парадокс – ложь и нонсенс,

(ых, ладно, на всякий случай два слова и об этом, для самых робких и ленивых – умение рисовать, ежели таковое вообще имеется, совершенно равно прилагается к любому объекту изображения, так что сложность всегда заключается в самом объекте. Поскольку голова и лицо человека есть несравненно более сложная структура, нежели та асимметричная полусфера, нашинкованная на пять ограниченно подвижных ломтей, которую представляет собою кисть нашей руки – то кисть руки рисовать менее сложно, а голову более сложно, точка).



На этом можно бы и остановиться, но по доброте своей я расскажу и про то, почему этот парадокс эта пошлость стала возможной, почему столько дунек распердяевых обоего пола охотно ее повторяют кстати и некстати, и в том числе почему я сама, впервые услышав эту дешевую хохму более сорока лет тому назад сопливою изостудийкою, приняла ее как мудрый парадокс.

В основе хохмы лежит обычная для народного искусствоведения путаница понятий. «Умением рисовать» называют три различных умения.

Во-первых, умением рисовать называют большое нерасчлененное в величии своем умение создавать художественный образ. А состоит оно из таких частей:


1 – тупое школьное умение создавать иллюзию формы и пространства на плоскости – собственно говоря, начертательная геометрия и более ничего. И тут нотабене! В последние полтора столетия эта простая, но честная начертательная геометрия незаметно была заменена, частично до почти полностью, на тупое (воистину тупое) копирование натуры.

2 – умение создавать ритмические структуры, «орнамент», отвлеченную музыку цветовых и тональных пятен.

И не забудем о чисто психологическом бонусе, к профессиональному мастерству не имеющем никакого отношения: каков тот объект нито феномен, который нам показывают, нравится ли он нам, или хотя бы, как сейчас говорят, цыпляет ли он нас. Умение отбирать или воображать себе такие объекты и феномены – это дар, это часть художественного дара, но не профессиональное мастерство рисовальщика.




Обыватель же обыкновенно один только бонус и видит, лишь смутно помня о том, что его, бонус, создал человек-умеющий-рисовать. Обыватель может ещё, приложив гигантское интеллектуальное усилие, смикитить про составляющую №1. И даже не подозревает о наличии №2 до тех пор, пока не упрется носом в гиперреализм (хде тут нумер два?!) или в нефигуратив (почему тут только нумер два, хде нумер один?!). Парадокс про руки возник именно на этом молочно-туманном уровне  мышления, там, где бродят в мутной нерасчлененности а) сами художественные образы, б) умение их создавать, в) умение моделировать форму в пространстве и г) навык срисовывать што вижу, то и пою.


Из этого тумана, понятное дело, явственней всего выступают сами художественные образы, таково уж их свойство. Так вот – лицо человека, любое изображение лица, настолько насыщено бонусом, личностной психологической информацией, что зритель может сделаться сыт уж этим одним. Даже если там, в сущности, всего чайная ложка умения создавать образ, уполовничек тупого срисовывания, ноль начертательной геометрии и ноль «музыки». Зритель не заметит этих недостач, он будет смотреть на человечка, на дяденьку или тетеньку. У них может быть вместо лица кривой блин с волдырями там и сям и щелями по местам, но кому и кобыла невеста сквозь это трясущееся желе проглянет характер – и всё будет спасено.

Парейдолия
– великая сила. 




А вот руки, кисти рук, не допускают таких перетягиваний одеяла. Оне, руки-то, не смотрят на нас глассками, не несут на себе явных, мгновенно читаемых примет пола, возраста, ума, красоты, добродетелей, страстей и пороков. Вот поэтому там не из чего особо-то образ создавать, вот поэтому там делается сразу заметным и скучным тупое срисовывание, вот поэтому там зияют неприятными дырами и ноль начертательной геометрии, и ноль «музыки». Это некрасиво, это стыдно, и надо как-то закамуфлить нищету, прикинуться мастером.






Трудности, которые при рисовании рук испытывают плохие художники, тужась подняться выше своего нулевого или околонулевого стандарта, и породили знаменитый махровый парадокс про лицопроще рукитруднее.

Кстати, нарисовать обычное яйцо куриное, ионическую капитель или, скажем, табуретку в ракурсе со стороны ножек таким парадоксальным товарищам ещё труднее, чем руки.
Tags: carnation личнооооое письмо, махровое, несложное об искусстве
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 67 comments