mmekourdukova (mmekourdukova) wrote,
mmekourdukova
mmekourdukova

Categories:

о механизмах кощунства

По следам комментов к предыдущему посту –

- это был 1973, должно быть, год, я первоклассница. К сожалению, имен двух подружек героинь сего мемуара не помню давно и прочно – а может, и к счастью. Пусть будут Леночка и Мариночка. В апреле мы все стали октябрятами, с правом ношения на передничках гимназического покроя пентаграммы с портретиком кудрявого Володи Ульянова. Наше первое соприкосновение с сакрально-государственной сферой. Большого события из этого тогда уже не делали, возможно, я и не обратила бы на это никакого внимания вообще, если бы не эпизод.

Мы били баклуши в гостях у Леночки. Бабушка ее, насыпав нам пряников и чаю, вернулась к своей стирке. Бегала между ванной и кухней, где кипятилось, по тогдашнему обычаю, белое бельё в двадцатилитровом бачке, потом понесла таз с отжатым продуктом на солнечный балкон и по дороге уронила внучке, со смешком, но и несколько смущенно:

- Ленк, а Ленк! Я ведь Ленина твоего вскипятила! Сварила Ильича.

Немая сцена.

Бабушка тряхнула перед нами белым школьным передником, с которого забыли снять медно-эмалевый значок. Малютка Ильич, вываренный в хозяйственно-мыльной стружке и тщательно прополосканный, улыбался как-то особенно светло. Но нам было как-то не по себе. Термин «кощунство» отсутствовал среди активной понятийной группы наших сознаний, но нутром мы сразу поняли, что вот оно самое кощунство и есть. Наш мир уже не был прежним.

Конечно, бабушка осталась на свободе, мы, не сговариваясь, решили, что этот скелет пребудет погребен на дне наших семейно-дружеских шкафов. Но самое интересное последовало

апосля.

Мариночка, воротясь домой, видимо, долго размышляла о происшедшем. Механизм кощунства и сущность его, вероятно, являлись ей в кошемарах всю ночь, и наутро продолжали мучить ее наяву. Придя одна из школы (в мое время нам всем в этом возрасте доверяли ключи, и базовым экзерсисам с газовой плитой мы тоже были обучены), она метнулась на кухню, вскипятила воды в кастрюльке, отцепила от фартука свою звездочку и, цепенея и дрожа, бросила ее в бурлящую пучину.

Эффект был сногсшибательный. Дело в том, что звездочки у нас были одинаковые лишь по символической сущности ихней, но не по материалу. Мариночкина была не медно-эмалевая, а новой формации, пластмассовая, с бумажной фоточкой под прозрачным пластиковым кружочком.

Было море слез, и тайное совещание с нами, посвященными, и обет молчать не выдавать.

Самое занятное здесь, что мы вроде и понимали, почему эффект от сознательного кощунства Мариночки был иным, чем от непреднамеренного кощунства Леночкиной бабушки, но вместе с тем и не могли признать, внутренне упирались, не принимали! что всё дело было в разнице свойств бумагопластмассы и металлоэмали. Нет, это слишком уж просто. На самом деле всё сложнее, куда сложнее.

Tags: l'éducation mystique, далекое близкое, прошлый век
Subscribe

  • я не помню, Годива...

    Не странно ли! не парадокс ли! Вся история подвига леди Годивы - о том, что ей было крайне против шерсти являться публично нагишом, и о том, что её…

  • о том, кто и как написал труд Иеремии Дрекселя

    Тётя Вика жжот. Забираю сюда. «Илиотропион» ( греч. Ηλιοτροπϊον —…

  • Об Искусстве Родов

    Для привлечения внимания повешу красивое. Этой-то книги у меня как раз нет, а зато у меня есть, скажем так, Большой Жан-Луи Бодлок (и…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 70 comments

  • я не помню, Годива...

    Не странно ли! не парадокс ли! Вся история подвига леди Годивы - о том, что ей было крайне против шерсти являться публично нагишом, и о том, что её…

  • о том, кто и как написал труд Иеремии Дрекселя

    Тётя Вика жжот. Забираю сюда. «Илиотропион» ( греч. Ηλιοτροπϊον —…

  • Об Искусстве Родов

    Для привлечения внимания повешу красивое. Этой-то книги у меня как раз нет, а зато у меня есть, скажем так, Большой Жан-Луи Бодлок (и…