mmekourdukova (mmekourdukova) wrote,
mmekourdukova
mmekourdukova

Category:

про последний век Империи

Резюме, а то потом забуду –

- про последний век Империи (периодизация именно так и выглядит, первая половина XIV в. отдельно от периода с середины XIV по середину XV в., так у Тани Вельманс, во всяком случае. А с наших пособий по истории иконы и взять нечего, они начинаются прям от Феофана Грека и русских высоких иконостасов, до того земля была безвидна и пуста).

Что характерно. Ничего принципиально нового в стилистическом и антропологическом плане за это последнее имперское столетие не родили, да и трудно было бы перепрыгнуть планку, заданную Мануилом Панселиносом. После Панселиноса, который достиг предела и уперся в потолок средневековой изобразительности, оставалось две дорожки, в направлении академического реализма и в направлении маньеризма. Но по этим дорожкам ещё не ходили, а просто пока удерживали планку как могли.

А уж зато в области иконографии, сиречь сюжетов, - креативили. Это же проще всего. Тем более что здесь креативят не художники, а заказчики. Руками художников, очень удобно.

Так вот, иконографические программы храмовой декорации в последнее имперское столетие разбухли до предела. До семи ярусов настенных росписей, по десять, по двенадцать и более ковров из Байё сюжетных нарративных циклов, плюс отдельной строкой весь календарь на 365 дней в картинках. Известные «праздничные» сюжеты перенаселяются наперегонки, до предела и до беспредела, раскидистые многоплановые пейзажи, толпы статистов и всевозможные символико-аллегорические примочки расцвечивают привычные схемы Богоявления, Рождества, Преображения или Входа в Иерусалим. Обязательный сюжет в программе – Древо Иессеево, без него теперь никуда, и чем оно развесистей, чем больше туда удастся упихать персонажей, надписаний и сюжетных сценок, тем круче. Но особенно бушует креатив в этом столетии в области продвигания Литургии как Таинства. Стандарт для храмов этой эпохи – три символические композиции про одно и то же: «Причащение апостолов», «Литургия епископов» и (это новенькая, новоизобретенная) «Литургия Ангелов», а иной раз добавляется и четвертая, «Христос-архиерей, совершающий литургию». Не путать, это не «Христос - Великий Архиерей», а отдельный сюжет.


А сюжет «Христос - Великий Архиерей» - особо. Кашу маслом не испортишь. И «Предста Царица», где Христос закостюмирован царем, тоже особо.

Любопытно, что при этом нарративно-символический сюжет «Тайная вечеря», которая у нас как бы прообраз литургии, так? - вообще не попадает ни в алтарь, ни в купол, ни-каг-да.
Даже не удостаивается отдельного почетного места.
Она в лучшем случае присутствует в ряду евангельских сюжетов (но не «праздников», а в нарративной ленте). А почетные места прочно закреплены за сюжетами чисто символическими,


«Литургией Ангелов» (чисто умозрительной выдумкой),
«Причащением апостолов» (т.е. литургией по православному чину, совершаемой Христом (в Его обычной одежде), чего Он в земной Своей жизни никогда не делывал),
«Христом-архиереем, совершающим литургию» и
«Литургией Епископов» (тоже умозрительной)
. С обязательным Мелисмосом, размещенным так, чтобы его не увидели миряне – либо за семисвечником, либо вообще внизу за престолом. Мало того, в этот период Младенец на дискосе иногда заменяется полноразмерной фигурой взрослого и мертвого Христа – мода эта быстро прошла, но кое-где поныне можно зрети. Это при том, что прямая прямоличная икона Христа уже давным-давно исчезла из православной алтарной абсиды. Заняв «равнопочетное» место в куполе или на своде. Оно, мож, и логично, если не обращать внимания на маленькое неудобство – из алтаря ни свода, ни тем более купола не видать.

Да, ещё же, чуть не забыла. В нагрузку к трем, а вместе с Христом-Архиереем – так и четырем, литургическим сюжетам входит в моду, в повальную обязательную моду «Причащение Марии Египетской преподобным Зосимою». Не прямая икона Марии Египетской, а именно «Причащение», хотя и помещаются эти двое с ложечкой в нижнем ряду, где пишутся фигуры в рост. Все остальные предстоят анфас, а Мария и Зосима заняты делом, в профиль. Сама-то по себе Мария Египетская до сих пор никого не интересовала, Зосима – тем более, а вот на волне пропаганды – вышли в первые ряды. Вместе с другими актуальными товарищами, воинами-мучениками и монахами (чин же праведных утратил актуальность окончательно, ага, вот во всех этих подробнейших семиярусных настенных энциклопедиях – попробуйте найти св. праведного, т.е. мирянина или мирянку, прославившихся через ихний образ жизни и дела, а не из-за того, что их убили – ась? где? не вижу! то-то).

Картинок нарочно не вешаю,  вот две не удержалась, дальше стоп, потому что если уж вешать, то надо штук двести минимум. Пусть будет в виде резюме, с которым можно ходить по любому восточному храму, расписанному с середины XIV по середину XV в.

Всё это, конечно, очень, ээ, показательно (особенно в виду всем известных событий, увенчавших такой поворот развития православной мысли). Но тогда, в это последнее византийское столетие, по крайней мере ещё считалось, что христианский священный образ может и даже должен меняться во времени, это норм.

А сейчас образ у нас православный-потомушто-неизменный, и неизменный-потомушто-православный. Неизменность же взяла старт откуда? А вот отсюда. От падения Империи.

Tags: в греции всё есть, искусствоведы, ликбез, несложное об искусстве
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 57 comments

Recent Posts from This Journal