mmekourdukova (mmekourdukova) wrote,
mmekourdukova
mmekourdukova

Category:

святой Антоний Падуанский и знаменитый Эразм Пестрокошка

Падуя – город св. Антония Падуанского. Его базилика далеко превосходит городской собор размерами, богатством и качеством отделки и, само собой, посещаемостью. Туристов в ноябре немного, а паломников хватает. В будний день у мощей святого и в усыпальнице – очередь, небольшая, но все же. Палатки на соборной площади промышляют продажей святынек и свеч – вплоть до ослопных, вон их хорошо видно на фото, висят белые гроздья всех размеров.






Базилика архитектуры самой фантастической, о семи огромных полусферических куполах, внутри – целый город. Правда, от убранства XIII века мало что уцелело, но XIV XVI наличествуют, причем прекрасного качества и духа. Номинально это относится к эпохе барокко, но только номинально – никакой взвинченности и легкомыслия, ясные и спокойные изображения. Рельефы вокруг раки святого, принадлежащие нескольким разным скульпторам рубежа XIV XVI веков – просто чудо по стилистическому единству, чувству меры и достоинства. Одна беда – все это чистой воды нарратив, сцены чудес. Обойдя всю базилику, с легким испугом обнаруживаешь, что так и не удалось познакомиться со св. Антонием. Рака с его телом есть, нетленные гортань и язык великого проповедника выставлены для поклонения в особой капелле, картин и скульптурных изображений святого во всех позициях и ситуациях тоже хватает – а иконы его нет. На фасаде собора полощутся на ветру огромные постеры к юбилею святого – но и на них фотографии с рельефов, а не «портретный» образ.
Забавно, что некий портретный образ на площади перед базиликой все же присутствует и здорово оттягивает на себя внимание туристов и паломников. Наемный вояка на лошади, хвостом к базилике. Каждый, кто сколько-нибудь всерьез учился рисовать, хорошо помнит характерную гипсовую голову кондотьера Гаттамелаты (по-русски – Пестрокошки). Он мне, можно сказать, с детства нравился.



Птичку у него с макушки согнать не удалось, но пусть будет так. Могла ли я думать в конце 70-х, маясь с карандашом и резинкой над неподатливым гипсом, что я увижу в оригинале и голову, и плечи, и лошадь и площадь, и кабак «Донателло» с видом на лошадь, и все остальное, чем богата Падуя?

 

Tags: Италия, италия, мы тут были
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 22 comments