mmekourdukova (mmekourdukova) wrote,
mmekourdukova
mmekourdukova

Categories:

всера боты хороши, вы бирайнаф кус.

Как и грозилась – ещё пару слов об Уставе сен-Бенуа для облатов.



Очень меня поразил параграф Устава, озаглавленный «Работа» или «Труд», с. 40-44.
Вот если бы вас меня разбудили среди ночи, что бы мы представили в качестве краткого, на страницу, сочинения на тему "Труд", согласно нашей аскетической традиции?
Кто забыл или не практикует, могу напомнить, как оно выглядит у нас.

Сочинение классика, по сей день сохраняющее свою полную и незыблемую актуальность, (обращенное, впрочем, не к облатам, потому что у нас нет облатов, а к простой мирянке, ну и что? Ведь духовная жизнь-то одна!) с солдатской прямотой утверждает, что главная работа, главное делание для всякого желающего-спасения-христианина (как будто есть другие христиане, прим. моё) – это молитва. Обратное тоже верно, молитва – главная работа. Свт. Феофан пользуется этими терминами как совершенными синонимами, иной раз цельный параграф, а то и страницу, испускает, пользуясь только словами «работа», «делание», «труд», «трудиться», и даже аллегорий подпускает – «тереть», «стирать», «пилить», «возгревать». Вне контекста предыдущих страниц и глав можно даже подумать сгоряча, что нежная девица, адресатка писем, - не нежная девица вовсе, а прачка, пильщик и истопник, ан нет! Под дамою скрывается поэт пишется «работа», а речь о молитве, только и именно о молитве и борьбе со страстями.

А есть ли ещё какие работы, кроме главных? Конечно. Это чтение, рукоделие и занятие искусствами. Именно в этом иерархическом порядке. Занятия искусствами – это не дело даже, а заделье, слово редкое, я не знаю доточно, что оно значит – то ли «вместо дела», то ли «имитация дела», ну, карочи, место всех этих фортопьян и акварэлек – последнее по степени важности в списке трудов, они – конфетка, а не хлебъ.

- Это чо, весь список? – может заорать на этом месте внимательный читатель, – а где же простые работы, типа копать или воровать? Почему в списке вовсе нету обычных, неаллегорических стирать, пилить и возгревать печку топить? Ну, положим, адресатка нежная девица нежного сословия, которая не пилит, не копает и даже бельё от прачки сама не пересчитывает, но ведь хотя бы принцип надо соблюсти, бестселлер-то все будут читать ещё сто писят лет?

И да, полиставши и поискавши, мы убеждаемся, что святитель действительно не оставляет без внимания неаллегорическую работу. Правда, не по собственной инициативе, а как бы в ответ на жалобы пациентки, что-де домашние обязанности по хозяйству ее тяготят (можно себе вообразить, штотам были за обязанности, наверняка даже обед её мать стряпала кухарке заказывала, а не она). Вердикт духовника – обязанности эти тоже нужно исполнять. Христианка не должна уклоняться от житейских трудов, вроде приказать горничной твой ночной горшок опорожнить. Да, это тяжело. Но надо! Нестисвойкрест. Чтобы сделать эти бездуховные обязанности несколько духовнее, есть мощное средство, горячо рекомендую – перетолковывайте всё, что вас окружает, на духовный лад. Аллегорически перетолковывайте. Будь то вещи, люди, процессы – перетолкуйте всё, ничего не оставляйте неперетолкованным. И чрез сие вы сможете превратить голимую тупую обмирщённую необходимость – в действительно душеспасительную работу, более-менее сравнимую с Работой.

Харашо, а как насчет социального какого-то служения, социальных обязанностей? Есть ли им место в списке (душеспасительных) работ? Хоть на последнем откидном стульчике? Ага, щас. Нету им места! Это тебе, девонька, всякие эти новомодные стриженые суфражистки в головку набивают, а ты не бери в головку. Совсем. Подай такие приражения помыслов в грудь и кричи караул, и рассерчай на них праведным рассерчанием. Вот когда (если) придет к тебе нищенький отшвырнув локтем швейцара с булавой – вот тогда и подашь, а бредни стриженых суфражисток о социальном служении забудь.

Ну вот, наскоро повторили пройденное. Сталбыть, в порядке уменьшения важности наш православный список работ, или деланий, таков:

1 – молитва и борьба со страстями.

2 – чтение.
3 – рукоделия.
4 – искусства.

5, факультативно – действия и процессы, диктуемые житейскими необходимостями, с непременным аллегорическим оныхъ перетолкованием,
6, весьма факультативно, сомнительно или прямо греховно – социальные обязанности.


А теперь загадка.
Как, по-вашему, выстраивается иерархия работ в этом ихнем еретическом Уставе для бенедиктинских облатов (там, натурально, те же пункты, что и у Феофана) ?

Имейте в виду, что облат – это не мирянин, как Феофанова адресатка! Облат – это уже наполовину монах.

Для особо ленивых опросник с несколькими готовыми варьянтами.

№1
Так же, как у Феофана:  1 – Молитва. 2 – Чтение. 3 – Рукоделия. 4 – Искусства. 5 – Действия и процессы, диктуемые житейскими необходимостями (с непременными их перетолкованиями), на этом, собсна,  стоп.

№2
1 – молитва, 2 – социальное служение, 3 – действия и процессы, диктуемые житейскими необходимостями (отсюда и далее – без перетолкований), 4 – чтение, 5 – рукоделия хоббиобразные, 6 – искусства.

№3
1 – действия и процессы, диктуемые житейскими необходимостями, 2 – социальные обязанности, 3 – чтение, 4 – искусства, 5 – рукоделия и хобби, на этом стоп.

№4
1 – действия и процессы, диктуемые житейскими необходимостями, 2 – рукоделия как хобби, 3 – искусства, 4 – чтение, 5 – молитва, 6 – социальные обязанности.

№5
Не так и не этак, свой варьянт.



И какова же у них иерархия трудов?

1 - как у Феофана
2(6.2%)
2
17(53.1%)
3
11(34.4%)
4
0(0.0%)
5
2(6.2%)


Отгадавшие получают зачет аутоматом по обличительному сравнительному богословию.

Отгадка:





Короче, №3.

То есть молитва-как-работа в этом параграфе не упоминается вообще.

Недостаточно бодро владеющие диалектом могут посмотреть в комментах интуитивное изложение от френдессы messaggiera , оно очень близко к оригиналу.
Tags: l'éducation mystique, l'éducation sentimentale, круа труа фуа
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 60 comments