mmekourdukova (mmekourdukova) wrote,
mmekourdukova
mmekourdukova

Categories:

истесанные, издолбленные, изваянные

У френда помянули  некогда ловко взнузданную Леонидом Успенским (да и Флоренским тож, просто лень искать) цитатку из Синодальных Деяний,
Второе постановление от 21 мая 1722г. запрещает "иметь в церквах иконы резные, или истесанные, издолбленные, изваянные", "от неискусных или злокозненных иконников выдуманные, понеже не имеем, - говорится в указе, - богоизбранных художников, а дерзают истесовати их сами неотесанные невежды". "В Россию сей обычай от иноверных, а наипаче от римлян и им последующих, порубежных нам поляков вкрался".

Ловко взнузданную на предмет того, что трехмерные идолы-де ересь, а двухмерные-де картинки святы. Эта точка зрения даже у моих студентов сидит где-то в подсознанке и всплывает иногда на лекциях в виде возгласов изумления перед открывающейся им действительностью.

Тут что забавно, в этом постановлении-то (которое мы просто обязаны считать запретом не на скульптуру, а на НЕКАЧЕСТВЕННУЮ МАЛОХУДОЖЕСТВЕННУЮ скульптуру, в противном случае нам пришлось бы признать, что синодальное постановление самым наглым, злостным и циничным манером не исполнялось на уровне самых престижных в государстве заказов, начиная с момента принятия этого постановления, с этих самых 1720-х годов, и далее сплошь) –

Обратим внимание на самый факт оценки неких произведений как неискусных, а их авторов как невежественных наглецов. С каких позиций, с каких таких высот вкуса и образования давалась такая оценка? Понятно с каких. С высот требований продвинутой академической стилистики, откуда же ещё. Если у тебя в культурном багаже нет ничего, кроме столбообразных Параскев и каргопольских медведей Нилов Столбенских, то тебе не с чего к ним и претензии предъявлять. Столичные же синодальные отцы в 1720-е годы уже успели прочно вставить себе в гласски академическую оптику и вполне внятно раскушать, чтО передовито, а что отстало.

Но при этом они находят вполне возможным дать пинка западным братьям еретикам.

Т.е. синодальным отцам не нравится своя же собственная национальная (на данном этапе) рукож*пость – но вот ответственность на неё волшебным образом перекладывается на гнилой Запад, ага.
Tags: искусствоведы, скрипка и фортопьян
Subscribe

  • мемуарчик

    Вот любопытно, уже лет семь? больше? прошло, а я помню как сегодня. Может, потому, что совершенно беспричинные, необъяснимые, немотивированные,…

  • Лучшее, что я когда-либо читала о проповеди смирения

    (картинка 18 в. просто так, для отвлечения внимания) Рассказывают про Филоксена из Эрексиды и про сицилийца Гнафона, будто они были такими…

  • ну совсем как наука

    Паки и паки ещё раз скажу – не печально и не смешно ли? большая со всем научнявым аппаратом разносная рецензия на толстую бумажную книгу…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 63 comments

  • мемуарчик

    Вот любопытно, уже лет семь? больше? прошло, а я помню как сегодня. Может, потому, что совершенно беспричинные, необъяснимые, немотивированные,…

  • Лучшее, что я когда-либо читала о проповеди смирения

    (картинка 18 в. просто так, для отвлечения внимания) Рассказывают про Филоксена из Эрексиды и про сицилийца Гнафона, будто они были такими…

  • ну совсем как наука

    Паки и паки ещё раз скажу – не печально и не смешно ли? большая со всем научнявым аппаратом разносная рецензия на толстую бумажную книгу…