mmekourdukova (mmekourdukova) wrote,
mmekourdukova
mmekourdukova

Category:

из Гёте

В ленте попалось очень милое свидетельство о восприятии искусства, одно из тех милых свидетельств времён уже развитого, но ещё не усталого академизма, которые можно толковать, даже не имея перед глазами картинок, о которых речь – настолько всё понятно и предсказуемо, настолько един стилистический мэйнстрим.



«Отец раздобыл старые, добротные доски и отдавал их столяру проклеить и обстругать, после чего они на долгие годы отправлялись в одну из верхних комнат для просушки. Одна из таких драгоценных досок была доверена живописцу Юнкеру, который должен был в своей изящной манере изобразить на ней красивую вазу с полевыми цветами, написанными с натуры. Дело было весной, и я не упускал случая каждую неделю приносить ему прелестнейшие цветы из попавшихся мне под руку. Он тотчас же присоединял их к прежним и так, мало-помалу, путем усидчивой и усердной работы, составил из разрозненных элементов единое целое. Но вот однажды я случайно поймал мышь и тоже притащил ее в его мастерскую. Хорошенькая зверюшка понравилась художнику, и он весьма правдоподобно изобразил ее обгрызающей колос у подножия вазы. После этого я приносил ему еще разных невинных тварей вроде бабочек и жуков, так что в конце концов у него составилась целая картина, весьма ценная в смысле выполнения и точного подражания природе.
Посему я был очень удивлен, когда этот славный человек, уже незадолго до сдачи работы, вдруг пустился в обстоятельные объяснения, почему он ею недоволен: она-де хороша в деталях, но в целом плохо скомпонована, потому что писалась постепенно, и к тому же он с самого начала допустил ошибку, не набросав, хотя бы в общих чертах, плана распределения цвета, света и тени, сообразуясь с которым надо было сочетать цветы в букете. Он подробнейшим образом разобрал со мной всю картину, возникавшую в течении полугода на моих глазах и в отдельных частях нравившуюся мне, и, к величайшему моему сожалению, сумел меня переубедить. Неудачей он объявил и пресловутую мышь, хотя бы потому, что у многих людей мышь вызывает отвращение и нечего совать ее в картину, предназначенную тешить глаз. И вот, как это часто случается с теми, кто воображает, будто излечился от предрассудка и стал много умнее, чем прежде, я преисполнился презрения к картине и всецело поддержал художника, когда он велел изготовить новую доску того же размера и, в согласии с собственным вкусом, написал на ней вазу более совершенной формы и более продуманно составленный букет, с несравненным изяществом разместив вокруг умело подобранные и премилые живые существа. На этой доске он работал с не меньшим тщанием, но, конечно, многое списывал со старой либо восстанавливая по памяти, развившейся у него за годы усердных трудов. Наконец обе картины были готовы, и мы от души порадовались последней, действительно более искусной и эффектной. Отец, к своему удивлению, получил две картины вместо одной, выбор, разумеется, был предоставлен ему. Он воздал должное нашему мнению, выслушал все резоны, похвально отозвался о трудолюбии художника, но, в течении нескольких дней внимательно приглядываясь к обеим картинам, остановился на первой, не вдаваясь ни в какие объяснения. Раздосадованный художник забрал вторую, написанную с наилучшими намерениями, и не удержался, чтобы не сказать мне с глазу на глаз, что на выбор отца, несомненно, повлияла добротность дубовой доски под первой картиной.»

Я думаю, что доска хоть и повлияла, но решающим фактором при выборе была вовсе не доска. И ещё думаю, что сама бы на месте Гёте-пэра или взяла обе картинки, или, если бы кошелек не позволил обе, поступила бы так же, как и он. Потому что искренние ошибки и поиски мастера так же интересны, как и готовые устоявшиеся находки.


Ключевое слово, естессна, - мастера. А не абы чьи.


...но весьма вероятно, что, взявши этот первый вариант, я апосля бы пожалела. Потому что интересно-то интересно, но постоянно жить рядом с искренними поисками и ошибками? С устоявшимися находками, по моим наблюдениям, жить рядом куда приятнее.


Особенно если там есть новые ошибки, иного уровня. Которые ещё только предстоит заметить.
Tags: искусствоведы, не ЧТО а КАК, несложное об искусстве
Subscribe

  • картинки вслед

    Про аксиологию в красках я анадысь не подсуетилась проиллюстрировать, пусть будет здесь отдельно – Всё очень просто. Если в какой-то…

  • аксиологии в красках

    Собрала в одну наглядную и отчетливую табличку актуальные православные скрепные пропагандистские клише. А то, когда видишь или слышишь их в не…

  • картинки не могу забрать оттуда сюда, так что здесь будет без картинок

    Биеннале христоцентричного искусства почему-то понравилась мне несколько больше, чем прежде виденные проЭкты Гора Чахала, Ирины Языковой и…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments