mmekourdukova (mmekourdukova) wrote,
mmekourdukova
mmekourdukova

Category:

о том, как Энгр не может считаться предшественником, сюрприз-сюрприз, импрессионистов

«Энгр в плане "расчеловечивания" с большим основанием может считаться предшественником импрессионистов и постимпрессионистов, нежели почитаемый ими Делакруа»
- отсюда
- нет, не может. Считаться предшественником.
Во-первых, потому, что «расчеловечивание» (ослабление, нивелирование или исчезновение личностной, нравственно-интеллектуально-психологической, характеристики изображаемого человека) как таковое вовсе не было целью, к которой художники XIXXX вв. сознательно шествовали, и тут не может быть пред-шественников просто потому, что нет такого пути. «Расчеловечивание» – лишь побочный эффект, происходящий (бессознательно) от следования (сознательного) иным целям.

Во-вторых, и в-главных -

- «расчеловечивание» у Энгра – побочный эффект следования совершенно иным целям, нежели цели импрессионистов. Импрессионисты «дошли до жизни такой» от чрезмерного амура к передаче отвлеченного зрительного впечатления. От чего бишь отвлеченного? Да от предмета изображения, разумеется. А Энгра интересовал именно предмет изображения, и даже более того – идея этого предмета, идеальная самолучшая его ипостась. Энгр, в сущности, иконописец, то есть средневековый человек, по натуре своей. Только родившийся – и весьма долго живший – в эпоху самого что ни на есть развитого академизма и новорожденной (оттого особенно ценимой) фотографии. Характерная для него предельная идеализация предмета, сталбыть, и шла по этому пути – делать максимально похоже на натуру + исправлять ея, натуры, неправильности и неровности. Тут самым естественным образом складывается некий авторский шаблон. Который в отдельных случаях и может произвести вот этот самый эффект, названный выше «расчеловечиванием» - это когда шаблон 1)слишком виден и, главное, 2)мы не разделяем нравственно-психологических ценностей автора. Ведь куда именно исправлять неправильности и неровности натуры, решает автор - на то он и художник, а не фотоаппарат.


Это совершенно то же самое «расчеловечивание», которое наблюдается во всей, в любой до-академической живописи, да и в академической тоже – ровно до той точки в ней, где начинается скольжение в импрессионизм. Если бы у нас для каждого из средневековых художников например Андрея Рублёва была такая же кучка-пачка дошедших до нас картинок, как для Энгра, то механизм энгровского «расчеловечивания» был бы понятен всем, и его (архаическое явление!) никто бы не путал с импрессионистическим расчеловечиванием (явлением передовитым). Энгр – просто очень уж выдающаяся, очень плодовитая и очень известная русскому читателю фигура, а на самом деле такие «расчеловечиватели» по Франции, да и по всему христианскому миру, сотнями числились. И не переводились, как уже сказано, вплоть до самой зари импрессионизма.

Впрочем, гарантий нет. Возможно, и тогда бы тоже путали. А чо. Для глянцевого искусствоведствования, как сердцу девы и орлу, нет пределов ветрам главы.
Tags: beauté humaine, несложное об искусстве, нетакстрашен импрессионизм какегомалютки
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • о сознании, определяющем бытие

    Уже не в первый раз в каментах, у себя и на других площадках, сталкиваюсь с явлением, весьма (и опасно) близким к смешению, или путанице, между…

  • ко дню нетворкинга

    Вчера, сказали, был день нетворкинга. Как мне объяснили, в этот день нельзя заниматься творчеством, а только нетворчеством. Чем-нить по хозяйству,…

  • мемуарчик

    Вот любопытно, уже лет семь? больше? прошло, а я помню как сегодня. Может, потому, что совершенно беспричинные, необъяснимые, немотивированные,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 19 comments

Recent Posts from This Journal

  • о сознании, определяющем бытие

    Уже не в первый раз в каментах, у себя и на других площадках, сталкиваюсь с явлением, весьма (и опасно) близким к смешению, или путанице, между…

  • ко дню нетворкинга

    Вчера, сказали, был день нетворкинга. Как мне объяснили, в этот день нельзя заниматься творчеством, а только нетворчеством. Чем-нить по хозяйству,…

  • мемуарчик

    Вот любопытно, уже лет семь? больше? прошло, а я помню как сегодня. Может, потому, что совершенно беспричинные, необъяснимые, немотивированные,…