mmekourdukova (mmekourdukova) wrote,
mmekourdukova
mmekourdukova

Category:

о силе чувств

отсюда

Митр. Тихон (Шевкунов):
"При причащении мирян руководствоваться Инструкцией, утвержденной решением Священного Синода от 17 марта 2020 года (журнал № 30). Также возможно, по усмотрению настоятеля, руководствоваться моим Указом от 30 марта 2020 года № У-18 о причащении Запасными Святыми Дарами. Заранее на литургии следует заготовить Запасные Дары. Они должны быть приготовлены в виде продолговатых частиц для удобства причастия, немного напитаны Святой Кровию и высушены по подобию приготовления в Великий Четверг.Запасные Святые Дары перед причащением мирян следует влагать в сухой потир. Священнику, предварительно обработав руки спиртом, преподавать Святые Дары рукой без использования лжицы, не касаясь уст причащающегося. Если при причащении случится дотронуться до уст причащающегося, священник должен вновь обработать руки спиртом, либо дезинфицирующим раствором. Рекомендовать причастникам принести с собой бутылочку с водой или пользоваться бумажным стаканчиком для запивки" (http://pskov-eparhia.ru/archives/18542).
___________________________________________
Есть православные, которые не согласятся причащаться таким образом. Сейчас у большинства из них есть возможность выбирать, где причащаться (настоятелей никто пока не обязывает причащать рекомендованным в Указе способом). Но если темные силы продлят гонения на Церковь, или возобновят его через некое время более организованно и тотально, то отказ части прихожан и священников (возможно, и епископов) причащаться этим или подобным способом вполне может оформиться в раскол.
Один из них сказал мне в беседе:

"В таких рекомендациях для меня лично православие заканчивается. Пародия на веру, но не вера".

Я понимаю его чувства. Но я не понимаю, какие канонические основания для временного или оформившегося в постоянный раскола могут быть приведены.


И я тоже понимаю их чувства. Чувства называются – ужас перед обнаружением неабсолютного характера, скажем так, литургической кухни и сервировки. Нет, не вот этой новорекомендуемой в новых обстоятельствах литургической кухни, а вообще как таковой. Ведь новорекомендуемая не имеет ровно никаких изъянов с богословской точки зрения. Она, с богословской точки зрения, ни на йоту не хуже той, которая по умолчанию какбе считается абсолютной.

Вот если бы удалось найти и назвать ту йоту, или, наоборот, ту краеугольную скрепу, которая очевидной кувалдой доказала бы правильность правильной и, соответственно, неправильность неправильной литургической кухни и сервировки – тогда да.

А так – одне чувства. Чувства одне.

И только очень глупый «верный» может, засунув голову в уютный песок, воображать, будто чувства его – простая (хотя и сильненькая) праведная неприязнь к новорекомендованной практике. Потому-де неприязнь, что эта новорекомендованная хуже и неабсолютнее абсолютной, ну вот я так чувствую, что тут абсолютно, а тут недоабсолютно.

В том-то и фишка, что либо и та и другая абсолютны в совершенно равной мере, либо обе оне в совершенно равной мере не абсолютны. Либотак либотак. А новорекомендованную-то они ощутили как НЕ абсолютную. Ну вот так их сердце чует, и не может с собою справиться. А голова (у кого есть) подсказывает, что эта не-абсолютная – ничем не хуже абсолютной по степени своей абсолютности.

Отсюда у них и ужас, паденье неизбежный спутник страха и самый страх есть чувство пустоты.

(Не, ну в Средние века, конечно же, браво подвели бы богословскую базу, тут ведь не требуется большого ума, достаточно немножечка фантазии и знания базовых символических механизмусов, а остальное доделает средневековый менталитет ум реципиента паствы. Но Средние века в христианском мире кончились, кончились давно, и я надеюсь, что актуальные события хоть сколько-нибудь поспособствуют тому, чтобы они и в русском православии тоже кончились).
Tags: l'éducation mystique, богословские интуиции
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 38 comments