mmekourdukova (mmekourdukova) wrote,
mmekourdukova
mmekourdukova

Categories:

неправильно переименовали, или Это не трубка

Внезапно, спасибо наводке френда, обратила внимание на то, что хрестоматийный шедевр Василия Перова, известный нам с колыбели как "Сельский крестный ход на Пасхе" изображает  вовсе не крестный ход.
В глубине сознания хранился исторический факт, что и авторское название было другое - "Попы".

И вот любопытно, когда и как переименовали? И почему увидели на картинке не то, что картинка изображает?

Крестный ход в нашей традиции (в отличие от западной, где оно зовется процессией и выглядит весьма от нас особенно) - это либо
1) литургическое действо, чисто символическая проходка минут на несколько вокруг храма и сразу обратно, так что набраться до положения риз никто не может, либо
2) типа триумфальное шествие стройной колонной на два-три часа из храма в храм (тоже набраться невозможно), либо
3) длительная, иной раз и многодневная, антреприза из пункта А в пункт В, в сущности паломничество, в сем последнем случае даже не облачаются во всё богослужебное, потому что это скорее аскетическое упражнение, ножки убить чтоб душа воспарила, и тут тоже  совместить пьянку с прогулянкой невозможно физически, или ты делаешь эти 20 км в день, или валяешься в канаве, а сразу обе радости никак.



А набираются в дрова - это только и именно в ходе традиционных "хождений по приходу", т.е. канонического сбора подаяния натурой и деньгами в каждой избе, минимум дважды в год, на Рождество и на Пасху. Именно так и ужирались в хлам - в каждой избе в обязательном порядке подносили. Феномен не однажды описан в мемуарах духовного сословия, но нигде, ни у одного мемуариста это безобразие не называется "крестным ходом". Называется обходом, хождением, объездом (по дальним деревням и хуторам из села, где церква), соответствующие глаголы были "ходить", "ездить", "побираться" (дада, от "поборы"), но никогда не "идти крестным ходом".

То есть переименовывавшие то ли не знали этих простых вещей, то ли преследовали свои цели.
Я думаю - первое. Обычный туман, который с позапрошлого века стоит в среднестатистическом русском сознании, будь то "народном" или "интеллигентском", относительно всей этой физантийской вофудьи.

Собственно, туман и раньше тоже стоял, просто письменных свидетельств почти не оставил.
Tags: искусствоведы, овцы и пастыри, прошлый век
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 62 comments