mmekourdukova (mmekourdukova) wrote,
mmekourdukova
mmekourdukova

Categories:

альбом дилетанта

Дальше (опять) на тему обучения академическому рисованию.
Ангелы Блошки послали мне ценный документ.



Любительский альбом набросков 1850-х – 1890-х годов.




Любительский, повторяю. Рисовальщик был не художником, а коммерсантом, офицером, госчиновником или фабрикантом, и рисовал просто для поддержания себя в пристойной культурной форме и в лоне традиции.





Рисунки показываю не все, альбомчик довольно толстенький, они там разного качества и явно разных лет, часть их (которые послабее) вклеена на цветные страницы, видимо, они были сделаны раньше и заботливо хранились, а обзаведясь альбомчиком вклеились. Самый ранний датированный рисунок – 1852 года. Бумага очень качественная и к рисованию приятная, четырех колеров, предназначенных, конечно, для набросков, подцвеченных белилами, но наш автор в такие роскоши не входил, черкал по старинке карандашиком, крайне редко тушью. На первом листе острейшим карандашом, имитируя каллиграфию гусиного пера, начертал – Альбом Рисунков Альберта Тиса, и украсил многими росчерками, вы можете видеть такие же на рисунках.




Что здесь интересно.
Практически все рисунки в альбоме суть копии. Рисовать с натуры или «из головы» автор не дерзал. Копии – с патриотичненько избранных моделей, и на 99% к анималистическому жанру принадлежат. Копировались классики, как Мельхиор де Хондекутер, Ян Веникс, Паулюс Поттер, Альберт Кёйп, ну, мож, иной раз до Теодора Жерико и жан-Леона Жерома включительно. Птица, собаки, коровы, кони, кони, кони.





Рисуночки никогда не воспроизводят весь живописный исходник, но лишь одного или нескольких избранных персонажей. Это важно. Это феерически важно для понимания того, что происходит – аматёр Альберт Тис копирует не «чужую-картинку-как-вещь-в-себе», но самый объект изображения – сквозь эту чужую картинку. Он видит прежде всего собак или коней (а не коташрёдингера собак Веникса или коней Жерико!), и срисовывает себе этих собак и коней, перекладывая на язык бумаги и карандаша то, что Поттер или Хондекуттер сказали ему на языке холста и масла.








Поэтому рисуночки его, хотя и сразу прочитываются как любительские, - совсем неплохи. Собаки похожи на собак, кони на коней, не разваливаются на куски, не смешиваются между собой и не вязнут в окружающем пространстве, у них есть задуманное движение и выражение морды. И остаётся даже немножко места для невинного графического щегольства, игры штриховкой и нажимом. В набросках есть, хотя и небольшое, но настоящее креативное усилие, а также много честности, смирения и дисциплины. Поэтому они мало того что вполне достойно изображают псину и жеребятину, но в них ещё и есть стиль. Это скорее стиль времени, чем что-то индивидуальное, это скорее почерк (кстати, обратим внимание на кокетливые каллиграфические подписи), это скорее печать школы, но школа эта хорошая, не испорченная, с ясными магистральными требованиями и, скажем так, естественно открытая сверху.


Если бы этот коммерсант или чиновник захотел вдруг стать художником и ему пришлось бы начинать с уровня, отраженного этим альбомом, - он так и пошел бы себе ровненько вверх, с этого своего почти что нуля, школьного буржуазного академреалистического почти что нуля.

Но не с минус десяти!
Не с минус сорока или более того – с каковых минусов приходится начинать нынешним любителям, если бы им вдруг захотелось стать художниками. Нынешним любителям школьного возраста, начинающим в подростковой студии или в ДХШ, или нынешним взрослым, покупающим себе мастер-классы в реале или в Сети.


Не с минус десяти в кривом тупике, с правом захода в ещё десять кривых тупиков.
Tags: академический реализм и как его готовить, блошка плюшкина, школа
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 50 comments