mmekourdukova (mmekourdukova) wrote,
mmekourdukova
mmekourdukova

вчитывание, плавно переходящее в парейдолию

Кстати дальше о вчерашнем -


Вчитывание выражений в человеческие лица на таких картинках, которые в силу стилистической ограниченности ещё не достигали того уровня, где придание выражений уже становится реально возможным, смело уподоблю парейдолическим иллюзиям (кстати, французская статья в Вики богата интересными картинками).
В оных иллюзиях, как только нам померещится человеческое лицо в очертаниях предметов, никак не являющихся таким лицом, - тут же имплицитно мерещится и выражение этого лица, и характер несуществующего челоэка, чьё якобы лицо как бы смотрит на нас, слепленное из самого неподходящего материала нашей встроенной жаждой к упорядочиванию окружающего мира.

Вот из моей коллекции –



2.
Буддийская удовлетворенная ухмылка дремлющей бабы-жабы.




3
Тощий, серолицый дядька, скорее всего, гишпанец, сверлит нас маленькими черными глазками, отклячив нижнюю губу под мощными короткими усами. Большой ходок, но потрёпанный уже и, кажется, со здоровьем проблемы.



4.
Простонародная, но с претензиями девица 20х-30-х годов в шляпке-менингитке. Толстоносая и зубастая, фингал под глазом, тушь размазана, глаза косые от постоянного вранья.



5.
Пол трудно определить. Рыхлый, страдающий ожирением - да и вообще страдающий - подросток. В нём идёт серьёзная внутренняя работа.




6.
Тоже пол определить трудно, но зато расовая принадлежность здорово похожа на афроамериканскую. Персонаж возбуждён, разгневан или испуган, орёт или матом кроет.



7.
Простец или простушка, в минуту задумчивости.




8.
Пранкер, дразнила. Но незлой.




Вот так же, хачусказать, поступаем мы - бессознательно -  и с такими художественными изображениями лиц, авторы которых, будь то по своей бездарности, по недостатку школы или по примитивности  той культурной стадии, где их угораздило родиться и творить, просто не могут как следует контролировать продукт своей кисти, точно и тонко попадая в нужный характер, нужное выражение. В этом случае мы вчитываем выражение и характер туда, куда художник его не вписывал.
Вернее, вчитываем то, чего он не вписывал.
Он, мож, хотел даже противоположное вписать, а получилось вона што.
На парейдолию тянет (на неё, как мы видим на картинках, вообще всё что угодно тянет), но и не более того.
Tags: beauté humaine, скрипка и фортопьян, сложжное о ремесле
Subscribe

  • наглядноочевидно

    Три картинки прямо из ф-ленты. Три портрета одного и того же лица, согласно календарю. Расстояния между ними - лет в двести с хвостиками, от XIII в.…

  • интерстилистическое и интертехническое

    Из подзамочных каментов, с минимальным редактированием и слегка распространив - Френдесса: Есть у меня знакомый художник-реставратор…

  • о сознании, определяющем бытие

    Уже не в первый раз в каментах, у себя и на других площадках, сталкиваюсь с явлением, весьма (и опасно) близким к смешению, или путанице, между…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 37 comments

  • наглядноочевидно

    Три картинки прямо из ф-ленты. Три портрета одного и того же лица, согласно календарю. Расстояния между ними - лет в двести с хвостиками, от XIII в.…

  • интерстилистическое и интертехническое

    Из подзамочных каментов, с минимальным редактированием и слегка распространив - Френдесса: Есть у меня знакомый художник-реставратор…

  • о сознании, определяющем бытие

    Уже не в первый раз в каментах, у себя и на других площадках, сталкиваюсь с явлением, весьма (и опасно) близким к смешению, или путанице, между…