mmekourdukova (mmekourdukova) wrote,
mmekourdukova
mmekourdukova

Category:

размножить и всем раздать

У френда написано, (впрочем, доказывать он не берется), что-де важнейшим из всех искусств в ХIХ – нач. ХХ в. была литература. Потому-де, что она легко тиражируется.

Вообще-то в ХIХ – нач. ХХ в. из всех искусств важнейшим, согласно мемуарам всяким, был театр. Театр был, сравнительно с нынешним, невероятно дёшев, доступен и невероятно широк и мобилен по репертуару, даже более мобилен, нежели кино в условиях кинопроката. В театр валом валили как образованные-читающие, так и те, у кого привычки к чтению не имелось – а таких даже среди образованного сословия было скорее большинство, не говоря уж о простонародье. Театр был и более востребованной культурной антрепризой, нежели публичная библиотека, и меньшей роскошью, чем сия последняя. Частная же библиотека была роскошью, доступной лишь самым-самым верхним верхам.

Что же касается изобразительного искусства, то важность его для культуры определяется не только и не столько количеством доступного к потреблению продукта, сколько его качеством и условиями созерцания. Я бы даже сказала, что чем ограниченней круг доступного к созерцанию, тем интенсивнее переживается это созерцание (пример крайнего случая  – интернациональная байка про дикого деревенского мальчика, принимавшего Распятие за живого Христа. Или, чтоб не включать религиозную компоненту, -  весьма мною любимая реальная история от Виктора Гюго про инокиню нач. 19 в., многие годы тайком от мира погружавшейся в созерцание единственного принадлежавшего ей арт-объекта, расписного фарфорового блюда изящной работы. Или русский мальчишка соученик Сергея Аксакова по Казанской гимназии,  как величайшее сокровище скрытно и подзамочно лелеявший сундучок с картинками - впрочем, Аксакову он уже казался несколько чокнутым).
И тем актуальнее и интенсивнее стремление самому говорить языком художественного образа (не путать со стремлением покреативить на досуге).

То же и с музыкой. Сейчас к прослушиванию доступно всё, вообще всё – но при этом, поправьтеменяесливру, изрядно снизилось число граждан, украшающих свои частные досуги живой музыкой, в том числе и в собственном исполнении. Снизилось от некогда наличных 100% до – не скажу про всех, но вот вокруг меня в последние годы почти до нуля.

Не скажу про музыку, но про изобразительное искусство скажу. Перелом от интенсивного созерцания немногих и уникальных арт-объектов ко всё более и более поверхностному созерцанию всё большего числа репродукций и ширпотреба случился, в Европе во всяком случае, в 60-е годы. Пруфами меня многие годы снабжает Блошка. Именно в 50-е – 60-е вечный голод низших общественных классов по созерцанию изобразительного искусства наконец-то смог быть удовлетворён ажно за гланды, и, мамадарагая! какой неудержимый поток дешёвки тут же хлынул в раскрытые глотки рынка! какие невероятные коммерческие, не побоюсь этого слова, троллинги выросли как поганые грибы на этом субстрате, как на рынке репродукции, так и на рынке арт-объектов для пипла! (а впрочем, и во времена некачественной полиграфии количество картиночек-репродукций тоже стремилось к бесконечности, и индустрия производства оригиналов именно для тиражирования тоже процветала).
...и как же быстро этим всем наелись до пучения брюха и рвоты - именно тогда, когда воспроизведение картинок стало качественным. Не прежде того, а именно тогда-то и наелись.

Это я к тому, что относительная важность различных (вербальных и невербальных) видов и родов искусства от возможности тиражирования арт-объектов и арт-феноменов не зависит вообще.
Tags: культур-мультур, несложное об искусстве, прошлый век
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 63 comments