mmekourdukova (mmekourdukova) wrote,
mmekourdukova
mmekourdukova

Category:

о действенности обрядового символизма

Вот, Хэллоуин прошел, и можно говорить на интересные темы, не задевая ничьих сантиманов.

С детства я недоумевала по поводу распоряжений Одной Старушки, нувыпомните  –

Ах! не забудь моих последних слов:
Мой труп, обвитый пеленою,
Мой гроб, мой черный гробовой покров
Ты окропи святой водою.

Чтоб из свинца мой крепкий гроб был слит,
Семью окован обручами,
Во храм внесен, пред алтарем прибит
К помосту крепкими цепями.

И цепи окропи святой водой;
Чтобы священники собором
И день и ночь стояли надо мной
И пели панихиду хором;

Чтоб пятьдесят на крылосах дьячков
За ними в черных рясах пели;
Чтоб день и ночь свечи у образов
Из воску ярого горели;

Чтобы звучней во все колокола
С молитвой день и ночь звонили;
Чтоб заперта во храме дверь была;
Чтоб дьяконы пред ней кадили;

Чтоб крепок был запор церковных врат;
Чтобы с полуночного бденья
Он ни на миг с растворов не был снят
До солнечного восхожденья.

С обрядом тем молитеся три дня,
Три ночи сряду надо мною:
Чтоб не достиг губитель до меня,
Чтоб прах мой принят был землею».



Даже принимая во внимание то, что средневековые баллады по определению являют собой помесь христианства с язычеством (забыла, кому принадлежит определение средневековья как компромисса между христианством и язычеством? двойка мне по истории русской философии!) –
- даже принимая это во внимание, баллада выглядит, мм, загадочно.

Во-первых, почему старушка отказывается от Таинств? Хуже-то не будет, куда уж хуже! – и, главное, почему батюшка, то есть сын, с такой готовностью «относит назад» св. Дары и кидается выполнять все рецепты, продиктованные ему ведьмой? И не он один, а весь духовный штат монастыря, одних дьячков пятьдесят штук, звонари, дьяконА и попы тоже пишутся во мн.ч. – все послушно делают именно то, что заказала дама? потому что им заплатили? потому что дама виделась им как профи в области всего духовного? потому что всё заказанное дамою было хорошо и правильно? ещё почему-то?

Пункт 2.
Почему дама заказала две линии обороны, плотскую и духовную, когда борение за ея душу происходило в сфере чисто духовной? Зачем все эти цепи, обручи, винты и бетонные саркофаги, если с ними у Врага, как мы увидели, вообще никаких проблем не возникло –  чуть только лопнула оборона духовная, тут же и все болты и заклепки розорвало – э? Зачем они тогда вообще были? Ах, это был символизм? Да для символизма-то достаточно было велосипедного замка бабку на верёвочку привязать и сургучом запечатать, сургучом даже вернее, если печать правильно подобрать.

И №3.
Оборона же духовная, согласно балладе, лопнула... от причин физических. На третью ночь все дико устали и охрипли, помещение было сильно задымлено, что опять же снижало работоспособность, и, наконец, случилось короткое замыкание погасли свечи, а вследствие того державшие оборону священно- и церковнослужители не смогли продолжать. То ли без партитуры они в принципе ничего не могли промяукать (а вот Хома Брут, как нам сообщают, многое прямо наизусть знал, молодец!), то ли от нервов всё позабыли, чего и знали.
И в вот эту дырку-то и прорвался поток, и никто не заткнул плотины пальцем, и бабульке пришлось платить по счетам.


Любопытно, какая тут мораль.


Какую мораль туда вкладывали средневековые балладники - этого восстановить, конечно, уже невозможно. Но вот что туда вчитал В.А. Жуковский, пересказывая для нас эту захватывающую историю? – он ведь был не только православен, но даже и особо благочестив – вот что он хотел этим сказать на тему спасения вредных старушек, какие меры здесь дают наилучшие гарантии?

апдейт - вспомнила. Это Владимир Соловьёв сказал, про компромисс-то.
Tags: l'éducation mystique, русские классики, семиотические пляски
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • вилла Ампэн

    Проведя, из соображений укрепления дружбы с клиентами, целый час, шестьдесят минут! – в ограде памятника архитектуры , была вынуждена…

  • о сознании, определяющем бытие

    Уже не в первый раз в каментах, у себя и на других площадках, сталкиваюсь с явлением, весьма (и опасно) близким к смешению, или путанице, между…

  • ко дню нетворкинга

    Вчера, сказали, был день нетворкинга. Как мне объяснили, в этот день нельзя заниматься творчеством, а только нетворчеством. Чем-нить по хозяйству,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 57 comments

Recent Posts from This Journal

  • вилла Ампэн

    Проведя, из соображений укрепления дружбы с клиентами, целый час, шестьдесят минут! – в ограде памятника архитектуры , была вынуждена…

  • о сознании, определяющем бытие

    Уже не в первый раз в каментах, у себя и на других площадках, сталкиваюсь с явлением, весьма (и опасно) близким к смешению, или путанице, между…

  • ко дню нетворкинга

    Вчера, сказали, был день нетворкинга. Как мне объяснили, в этот день нельзя заниматься творчеством, а только нетворчеством. Чем-нить по хозяйству,…