mmekourdukova (mmekourdukova) wrote,
mmekourdukova
mmekourdukova

Categories:

о рецептах духовности

В ленте сегодня, не могу пройти мимо не утащив, такая прелестная иллюстрация уже давно всем известного тезиса о том, что в средневековой стилистике специфические портретные черты, «читаемые» некоторыми как знаки заболеваний, характерных для региона, где была создана картинка, и/или как точный психодуховный портрет, произвольно и сознательно вылепленный художником, на самом деле суть просто черты локальной ремесленной школы в индивидуальном исполнении.




Это тот орнамент, на который художника при обучении натаскали. Тот раз навсегда заученный орнамент, который художник, немножко пообтесав его под себя, воспроизводит снова и снова, точка-точка-запятая – и выходят -





Мать и Младенец совершенно равно благополучные, простоватенькие, добродушно-удивлённые, несколько ироничные, немножко себе на уме.

Потому что у обоих – очень близко посаженные круглые глаза с широкими симметричными полумесяцами подглазий, у обоих правый (от зрителя) глаз и правая бровь уехали вверх, у обоих плоский ствол носа, без «птички» переносья, резко «прирублен» к бровям, у обоих брови против лба вырезаны, а к глазнице стушеваны, у обоих очень длинный и туманный носогубный фильтр и маленький ротик, у обоих яркие четко оконтуренные губки, у обоих нижняя губа вдвое шире верхней и правый уголок рта выделен особенным контрастом, у обоих очень кругленький и резко вздутый подбородок –





(кстати, я как препод хорошо знаю, что многие из этих признаков тупо продиктованы праворукостью исполнителя, тем простым медицинским фактом, что симметричные движения правой рукою легче идут в таком-то направлении, а в противоположном – затруднены, так что одни и те же элементы симметричного орнамента слева от оси выглядят чуть иначе, чем справа от оси).

- и всякое изменение этой сложившейся устойчивой схемы, этого рецепта, буде душа художника вдруг потребует такого изменения, ну, например, вдруг захочется ему придать Персонажам немножко сериозности, мудрости, сострадательной любви, или хотя бы убавить в них градус ироничного себе на уме – всякое, говорю, изменение этой схемы будет прорывом и ездой в незнаемое.


И одновременно – шажком по дорожке, ведущей к академическому реализму.
Tags: скрипка и фортопьян, фканоне
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 19 comments