mmekourdukova (mmekourdukova) wrote,
mmekourdukova
mmekourdukova

Category:

О наших обсессиях

Френд пишет -

«Немало людей, причислявших себя к православным христианам, со временем потеряли веру. Иногда – веру православную, иногда – всякую веру в Бога. Тому может быть миллион причин, которые нет большого смысла анализировать.

Любопытно вот что – у многих людей, прошедших этот путь (понятное дело, что этот путь продолжается, и кто-то из них может вернуться туда, откуда ушел, но уже совсем другим человеком), начало его связано с одним каким-то вопросом, одной особо важной для них стороной веры и/или церковной жизни. (Эти два понятия можно, разумеется, противопоставлять, но и связи между ними очевидны.) Этот вопрос становится для них очень навязчивым, по крайней мере, так выглядит со стороны.

Он может быть на удивление мелким, вроде тотальной борьбы против ношения платков. Может быть связан с вопросом более важным, как, например, социальное служение Церкви. Но в обоих приведенных примерах (оба примера взяты из жизни, а не просто так придуманы) одна идея полностью овладевает человеком, и он уже не видит православного христианства иначе, чем через призму этой идеи. В обоих случаях Церковь постепенно признается виновной по крайней мере в недостаточном внимании к этому или даже в злонамеренном пренебрежении этим единственно важным вопросом, который человек не может разрешить иначе как отказом от веры.»


Ых, золотые слова!

Только процесс во многих случаях как-то подозрительно медленно идёт.

Например (все примеры тоже, тоже взяты из жизни!) - например, зациклится православный на идее смирения. Или на кафизмах с поклончиками. Или на издании бардических песен, посвящённых св. Иоанну Кронштадтскому. Или на «борьбе с абортами». Или на обязательном духовном окормлении. Или на царебожничестве. Или на анафематствовании отколовшихся от нас греков. Или, цитирую, на том, что «священника не суди – бойся этого больше всего». Или на ИНН. Или на исповеди перед каждым причащением. Или на «Матильде» многострадальной. Или на пропаганде Парижских Мучеников. Или на борьбе с НЕ-рублёвской Троицей. Или на обличениях кочетковцев. Список можно продолжить, вэлкам, кто что наблюдал в последние сорок лет.


И ведь ништо им! Годами, десятилетиями, всю жизнь так и живут, нисколько не теряют веру православную.


Даже и сан с себя не слагают.
Апдейт с утра вдогонку -

У нас в искусстве, в линейном (или спиральном, тока спираль широоооокая) нашем развитии, как идёт процесс? А вот так – отдельный, мм, одержимый пускает стилистическую идею, от неё идёт волна.


Или же он пускает, а волна не идёт.

А идеи хотя и самые разные бывают, но довольно четко на две группы делятся. Одне работают на уточнение (всегда нового, обновленного) образного послания, другие на его механическое усложнение, на его удержание за счет повторения, на его во-что-бы-то-ни-стало удержание, на маскировку его разложения.

Второе называется маньеризмом.

Дак вот, говорю, - у нас в истории развития искусства важна не только личная одержимость творчидеей (она, правда, для личного спасения очень важна), но и волна. Идёт ли волна или гасится. Идеи какой группы, первой или второй, по преимуществу гасятся – или дают волну.
Tags: l'éducation mystique, параблагочестивые размышления
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 63 comments