mmekourdukova (mmekourdukova) wrote,
mmekourdukova
mmekourdukova

Categories:

град на самом верху

Рождественским постом я наконец дожевала до конца книгу «Великие старцы двадцатого столетия, 115 жизнеописаний», г-жи С.С. Девятовой сочинение, с грифом Издательского Совета РПЦ. Я её несколько раз начинала, но только сейчас удалось проглотить всю. На память об этом подвиге сложу сюда избранные оттуда цитаты, не все, увы! А лишь совсем короткие перлы, длинные-то мне очень уж лень было перестукивать, но поверьте мне на слово, что они ничем не хуже.

А коротких – вот вам. Они все из разных жизнеописаний, но какое единство в духе.

Часто он удивлял образованных собеседников своими познаниями, и люди спрашивали «Где же старец окончил университет?» И не могли поверить, что он нигде не учился. «Вся наша образованность от Писания» - говорил о себе старец. До последнего года жизни он интересовался современной литературой, техническими новинками (их он изучал, внимательно рассматривая игрушечные модели автомобилей и паровозов).


В 1906 году, когда в России повсеместно вспыхивали волнения, было необходимо усилить влияние святой Церкви на народные массы, и старец Феодосий вернулся домой.


...рассказывал, как владыка однажды спас от неминуемой смерти отца. Зимою по распоряжению митрополита были привезены музыкально одаренные мальчики, чтобы «ими пополнить митрополичий хор». Детей выгрузили из саней, привели в тёплое помещение. Вдруг владыка быстро оделся, вышел во двор и сам начал обыскивать сани. При свете фонаря в одних санях он нашел спящего мальчика.


Под подушками у него находилась корреспонденция. Некоторым посетителям он давал читать письма незнакомых ему людей, причем каждому подбирал такое письмо, которое содержанием своим было полезно именно этому человеку...


Старец коротко стриг послушницам волосы, называя их «стригачками», это избавляло девушек от «назойливых парней».


Глаза завяжи, уши заткни, руки свяжи, ноги спутай, в рот положи яичко, вот так живи и спасайся.


...пришли две женщины, у которых мужья пили много спиртных напитков, а в пьяном виде буянили и совершали много дурных поступков... Старец Фёдор сказал женщинам: «вы поите их сами, из своих рук, а в водку лейте святую воду. Читайте молитвы: «Отче наш», Иисусову молитву «Господи Иисусе Христе, помилуй нас», «Богородице Дево, радуйся», Царю Небесный». Если вы не знаете всех этих молитв, то хоть одну, какую знаете, или «Господи, помилуй» и «Господи, помоги». И делайте это тайно, чтобы мужья не знали. Подавайте им с доброй душой, без гнева и раздражения... А если уж захотят выйти, пойдите с ними вместе и если придется что сказать, то только доброе, не оудите никого и не скажите ничего худого ни о ком. Первое время они будут пить больше, а потом меньше и меньше и не каждый день».


Верные духовные дочери старца последовали за любимым старцем, они устраивались на работу в колхозе, расположенном недалеко от лагеря. Они опекали своего духовника все десять лет его заключения: носили еду, покупали ему всё необходимое. Позже ими был куплен в г. Караганде домик в Михайловке, на Нижней улице. Из воспоминаний духовной дочери старца: « В конце 1943 г. Поехали за батюшкой. И в начале 1944 г привезли его в свой собственный дом. Он ходил по дому, всё по-хозяйски осматривал и говорил, что нужно переоборудовать. - Да зачем же, батюшка, не в Казахстане же нам вековать, вот кончится война, и поедем с вами на родину. – А кто нас там ждёт? – спросил батюшка...- Здесь вся жизнь другая и люди другие. Люди здесь душевные, сознательные, хлебнувшие горя... Вот так и остались все до смерти в Караганде и похоронили мечту вернуться домой...


В приюте все воспитанницы батюшку Георгия любили. Называли ласково «папашей» и старались его не огорчать. Мама говорила, что получаемое в приюте образование почти равнялось гимназическому. Кроме того, девочек приучали там и к труду. Они умели не только шить, но и вышивать сложные узоры на тонких дорогих материях, вести домашнее хозяйство и выполнять разные полевые работы...


А как мы у батюшки причащались! Какие все становились лучезарные, добрые, терпимые, терпеливые, доброжелательные, а иные – кроткие и смиренные... Одна знакомая поведала: когда она причащалась у батюшки, то ясно ощутила, что не ложечка была подана в уста, а голубь крыльями впорхнул в рот... Это был непростой батюшка. У него была очень хорошая память. Мы с ним вели беседы, и, когда приходила к нему в следующий раз, он продолжал говорить о том, о чем не закончили в прошлую беседу.


О жителях этого села шла недобрая слава: они занимались грабежом, угоняли лошадей. Блаженный Иоанн стал терпеливо учить жителей села вере и благочестию. Он учил людей, приходивших к нему, нараспев читать акафисты, показывал, как нужно украшать иконы, устраивать лампады.        


Владыка часто говорил так: «Пьяница пьёт – я ему могу простить, потому что это страсть и он не может её побороть. Человек курит – я ему прощу, так как это страсть. Но вот нарушение поста простить не могу. Не всё ли равно, какой пищей насытиться? Ешь досыта, но ешь ту пищу, которая положена...»


И каждое воскресенье у них было как Пасха. Службы были длинные, часов до трех дня. Кончалась у него литургия всегда акафистом..., на акафисте вся церковь становилась на колени, и все плакали. И он плакал. Проповеди тоже очень длительные он говорил, часа по два. И во время проповедей он тоже всё время плакал, и все плакали. Так у него там и стены плакали, потому что так много народу набивалось, что стены от людского дыхания становились мокрыми.


В одну ночь арестовали пять тысяч человек, особо преданных церкви людей. Тюрьма была настолько переполнена, что о. Николай девять дней стоял, но потом один уголовник сжалился и уступил ему своё место.


Многочисленные исследования и монографии Петра по истории русской древней культуры были хорошо известны среди искусствоведов (речь о фейкостарце Арсении, прим. моё. Тут, конечно, снявши голову по волосам не плачут, если сочинили старца, то многочисленные монографии уже мелочь, но всё-таки!..)


Господь не оставлял Своего избранника и на каторге: однажды в канун Рождества, в сочельник, после тяжелого рабочего дня, в сорокаградусный мороз старец Зиновий с колонной заключенных возвращался в барак. Вдруг Зиновий увидел на снегу свежую кисть винограда!


Старец предвидел свою скорую кончину, знал, что одна из его послушниц подсыпала в еду яд, подливала яд и в воду, которой он умывался (есть мнение, что послушница из Киева была агентом КГБ). Не раз с горечью старец говорил, что среди его послушниц есть «Иуда». Батюшка несколько раз на несколько часов терял сознание. Во время приступов отравительница под разными предлогами не подпускала никого к батюшке.


Лет через 10 после знакомства моего со старцем, когда я опять была у него на квартире, он дал мне подержать Псалтирь и сказал «Полистай её». Я полистала, затем он взял её в свои руки и отдал мне ее, с тем, чтобы я упражнялась в чтении ее. До этого я никогда не читала по-славянски, а получив Псалтирь из рук старца, стала свободно читать... В гостях он кушал как следует: всё по порядку, а дома всю еду смешивал в одной посуде.


Моя знакомая обратилась к отцу Косте. Он сказал: «Одна, один, одна, один. Фу, никого». Означает, детей не будет. «Молись». Сделала аборт, и не было детей... В начале 50-х годов старец Константин, увидев четырехлетнего Игорька, загадочно произнёс: «Мальчик, мальчик обжег пальчик». Когда Игорю исполнилось 22 года, он, «распаренный после ванны, подошел к магнитофону, включенному в сеть, и пальцем хотел что-то подправить, и его тут же ударило током, он жил две минуты» (кавычки здесь авторские).


Неся большое и ответственное послушание, он был вынужден оставлять свою работу и быть с нами. И он бывал по 1,5 – 2 часа. Всё это время он говорил и говорил сам. Иногда читал заложенные места из Святых книг и святых отцов.


Церковь обладает всей полнотой бытия. В Церкви есть и литература – это Св. Писание, труды св. Отцов и Жития святых... В Церкви есть и музыка – богослужебные песнопения. В Церкви есть и труд, и отдых. В Церкви есть даже физкультура – установленные Уставом великие и малые поклоны.

*******


Уф, стоп. Все шесть с половиной сотен страниц я сюда перенести всё равно не смогу. Короче, как сказала во первых строках Введения автор-составитель, не может укрыться град, стоящий на верху горы.
Tags: l'éducation mystique, агриппинина гнезда птенцы, выньбервно, овцы и пастыри
Subscribe

  • Добрый сказочник

    (дорогой френд пробудил воспоминанья) С этим автором, я думаю, знаком каждый, миллионными тиражами, десятками переизданий, в каждом доме, в…

  • сначала хорошую

    Только зашла, из ф-ленты, на свежевыложенную оцифрованную коллекцию Лувра, и вот как приятно – Время создания: 19 в. Прежняя датировка:…

  • о бестелесных фигурах

    Извините за ещё раз, тут мне конкретно прислали пассаж из спича, о котором вчера - «Они намеренно искажают форму, они намеренно…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 81 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Добрый сказочник

    (дорогой френд пробудил воспоминанья) С этим автором, я думаю, знаком каждый, миллионными тиражами, десятками переизданий, в каждом доме, в…

  • сначала хорошую

    Только зашла, из ф-ленты, на свежевыложенную оцифрованную коллекцию Лувра, и вот как приятно – Время создания: 19 в. Прежняя датировка:…

  • о бестелесных фигурах

    Извините за ещё раз, тут мне конкретно прислали пассаж из спича, о котором вчера - «Они намеренно искажают форму, они намеренно…