mmekourdukova (mmekourdukova) wrote,
mmekourdukova
mmekourdukova

Categories:

о бестелесных фигурах

Извините за ещё раз, тут мне конкретно прислали пассаж из спича, о котором вчера -

«Они намеренно искажают форму, они намеренно переходят к так называемой «дематериализации», когда вместо объемной передачи фигуры будет осуществляться плоскостная трактовка. Они будут всеми силами стараться создать ощущение бестелесной фигуры, которая не то, чтобы стоит в пейзаже, а парит над ним на светлом фоне (прообраз золотого фона на иконах, посредством которого будет создаваться особое ирреальное пространство, где находятся святые).

- И некому объяснить этой ТП, что ни искажение формы как таковое, ни плоскостная трактовка как таковая не имеют никакого отношения к «созданию ощущения бестелесной фигуры, которая не тоштобыитэдэ».



Для ощущения бестелесной фигуры, дорогие мои, лучше всего созерцать Чорный Квадрат.

А тем, кто принадлежит к культуре, развивающейся вокруг веры в воплотившегося (от слова «плоть») Бога, культура эта вот уже две тысячи лет как предлагает созерцать фигуры вполне телесные. Это, ткскть, чисто богословское было у меня замечание к доклаччице.



А теперь искусствоведческое. Образ парящей человеческой фигуры (я предполагаю, что именно это и имелось в виду, просто обычная поэтическая каша в искусствовеццких мозгах выдала на-гора «бестелесность») складывается из двух, равно значимых  (хотя и в разной мере наличествующих у разных авторов, школ и эпох) стилистических составляющих –


а) сходства с (некой) реальной, т.е., для альтернативно одаренных, болдом – телесной, объёмной! -- парящей в воздухе фигурой,
б) средств формальной выразительности, целенаправленно воздействующих на зрительское восприятие в сторону ещё большего усиления вот этого ощущения полёта и парения. Не любое искажение пропорций, а именно такое, какое надо. Не любой непривычный ракурс, а какой надо. Не любое сжатие-растяжение костей и мышц, а какое надо. Не любое соотношение и касание формы и фона, а какое надо, не любой ритм, а какой надо, и так далее, по множеству параметров.


Это и всё, дорогие мои, что вам нужно знать о христианском искусстве. Ведь несложно, правда?


(ну то есть дальше уже идут конкретные знания про как именно надо, но ведь нам, на первый случай, надо хотя бы добраться до того поля, где начинается эта конкретика. Сквозь все смрадные «наработки» всевозможных ТП – добраться туда, где могло бы начинаться собственно искусствознание ).
Tags: искусствоведы, ликбез, туртоом
Subscribe

  • О произвольном намерении ухудшить

    Продолжая недавнюю тему исламского орнамента, где намеренно (чтобы случайно не засоперничать с Аллахом в совершенстве) допускались сбои и ошибки -…

  • восточного загадочного

    С утра в ленте висит вот это сюзане. Там сказано, что на этом сюзане имеется сознательный сбой паттерна, умышленно испорченный фрагмент, и что…

  • три загадочные картинки

    Отряхивая пыль с подшивки "Магазэн Питтореск" за 1875 год, отсканила для вечности две загадочные картинки, на старинном языке ребусами…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 29 comments

  • О произвольном намерении ухудшить

    Продолжая недавнюю тему исламского орнамента, где намеренно (чтобы случайно не засоперничать с Аллахом в совершенстве) допускались сбои и ошибки -…

  • восточного загадочного

    С утра в ленте висит вот это сюзане. Там сказано, что на этом сюзане имеется сознательный сбой паттерна, умышленно испорченный фрагмент, и что…

  • три загадочные картинки

    Отряхивая пыль с подшивки "Магазэн Питтореск" за 1875 год, отсканила для вечности две загадочные картинки, на старинном языке ребусами…