mmekourdukova (mmekourdukova) wrote,
mmekourdukova
mmekourdukova

Category:

Мой учебник - прочти и сделай наоборот

Вот добрые люди прислали ссыль на маленькое кино, незнакомая дама византийски учит детей по моему учебнику.

Такого в тырнетиках тучи, но для меня ценность в том, что мой учебник лежит перед дамою – а делает она либо не совсем то, что там написано, либо противоположное тому, что написано тамъ. Видео является идеальным перечнем-показом вживую всех "какненадо", характерных для начинающих. Могла бы – сама бы такое сняла и вставила бы в книжку.


Прямо списком:

  1. Дама гуашью пытается. Плакатной или другой детсадовской. А упражнения из моего учебника заточены под яичную темперу. Не под грубую однообразную текстуру казённой пластиковой пасты, а под гибкую легко регулируемую (от самого жирного до самого жидкого) текстуру яичной святой темперы. Доливать святое византийское эйцо прямо в гуашь – не выход, потому что весь крахмал, декстрин и некоторый процент белил в ней всё равно остаются, и никогда она не будет ни по-настоящему звонко-прозрачной, ни по-настоящему плотно укрывистой, а будет всегда жухловато-сопливой.

  2. (прямое следствие №1) – цвет жуткий, кислотный. Жуткая и кислотная как «гамма» готового произведения, так и исходные колера, «палитра», ткскть. Начинающие вообще не должны даже в руки брать этих жолтых, краснявых и синявых колеров для народа. Только две охры плюс чернила и белила, это достаточный и НЕОБХОДИМЫЙ набор. Любые другие краски сверх этой четвёрки – только для финальной ретуши и в самых малых дозах.

  3. Понятно, что от дилетанта нельзя требовать профессиональной фаянсовой или фарфоровой палитры (хотя если ты берёшься публично учить, то хорошо бы ими обзавестись!), но яичная пластиковая упаковка всё-таки уж как-то совсем отстой невозможный. От йогуртов стаканчики уж всяко можно было промыслить, не? и блюдце. Плоское. Чтоб кисть не всю с головой втыкать по уши в глубокий резервуар. А также салфеточка у дамы под рукой остаётся девственно белой. А должна быть запачканной. Об неё излишек краски промокают, чтоб на кисти, перед тем, как ею мазнуть в картинку-то, было ровно столько, сколько нужно. А не столько, сколько зачерпнулось.

  4. Салфеточка, говорю, – белая, а вот кисть ажно за репицу угвазданная в этом самом, в краске. И одна и та же кисть и в горшок с чистой краской лазает, и на палитре её мешает, и по бумаге возит. В то время как у добрых людей на эти три акции имеется три разных инструмента, а именно нож, грубая щетинная кисть и кисть для собственно письма.

Это было чисто техническое. Теперь – собственно художественное.

  1. Заливка фона должна быть заливкой. А не замазкой, йолки. Заливка – действие, замазке противоположное. Заливке обучают именно для того, чтобы не допускать замазок, бесконтрольной какой попало текстуры не допускать.

  2. Заливка позёма, нито земли, делается ДО посадки дерева, а не после. «Заливка» земли там, кстати, - образцово безобразная, и не только тем, что является замазкой, но ещё и (абсолютно запрещённым) возюканьем и мызганьем вокруг ствола дерева. И затем ещё и повторным возюканьем, с первого-то раза не попасть.

  3. Никакого карандаша. Вообще выбросить, забыть. Не можешь сразу правильно попасть кистью куда надо на картинке в цвете – нечего портить краски и хорошу бумагу, сиди и упражняйся на плохой бумаге, или даже на листе пластика чистой водой, ажно пока не сможешь попадать.

  4. Все элементы дерева, по самому смыслу этого задания, рисуются одним движением кисти, элемент = мазку! кисть категорически запрещено использовать как карандашык для сначала засобачить контур, а потом замазать всё, что внутре (а потом ещё и... правильно, потом опять поправить контур). Это каллиграфия, родные. Это экзерсисы именно на то, чтобы изобразительность переженить с красотою абстрактной формы, а не «сначала нарисую, а уж потом чистенько исделаю».

  5. Веточки – типичнейшие «зубные щётки», т.е. полная противоположность требованиям этого упражнения. Первая пара листьев сразу разводится от центральной оси на 40-45 градусов, вместо пяти, десяти, максимум пятнадцати, и дальше автор гонит параллельные мазки одинаковой длины, вместо требуемых по самой сути этого экзерсиса небольших последовательных изменений длины и угла. Это наш постоянный спутник, Дьябль де Нивельман, Бес Нивелирования во всей красе.

  6. Естественно образовавшиеся при такой метОде корявости поправляются «по мокрому», возюкаясь в свежем красочном слое. А надо – сушить! Иметь терпение полностью просушить все эти свои первые прикосновения. И только потом вернуться с точными продуманными исправлениями, в идеале одним прикосновением. И тоже – сушить! И только потом прийти опять, если с одного раза не вышло.

  7. Правило про держать кисть всегда носом наружу нарушается постоянно. Кисть, дорогие мои, это не фломастер вам, у которого «ворс» не имеет направления и векторов упругости, а чернилы пропитывают его равномерно! Кисть, которой для поправки контура пытаются манипулировать носом внутрь формы и попой наружу - губит контур окончательно, без варьянтов.

  8. Это просто для красного числа добавленный пунктик как бы за рамками и в скобках – чтобы отметить, что каллиграфия здесь ужасная, тональное решение крайне грубое, пропорции топорные и композиция никакая (крона уехала вверх, между позёмом и нижними зубными щётками дырка, карандашик, как видим, не помог). Только чтобы отметить, не вдаваясь в подробности, потому что это уже индивидуальное и трудноописуемое.


А вот предыдущие пункты – это основное богословие иконы, классика типичных ошибок, именно так – в той или иной степени – и делают, норовят делать, стоит лишь мне отвернуться, практически все начинающие. Разница только в том, насколько быстро они преодолевают своё тёмное прошлое.

Но всё это, конечно, совершенно незначительные огорчения на фоне того исключительно приятного факта, что обучение начинающих «византийскому» начинается через кусты-деревья, а не сразу через святые лики.
Tags: pré-académie, ликбез, школа
Subscribe

  • о венераблях

    Мемуары С. Ю. Витте, медитативненькое такое слушалово за работой. В каждой главе – не по разу, не по два – о крупных и крупнейших…

  • Блошка-матриошка

    Выцепила на Блохе, ущипните меня! старинную матрёшку пятиместную. Разумеется, торговалась как Мэтти Росс. Блошиный араб нахваливал свою…

  • ещё о крестьянской нравственности

    ...из моего собрания. Это сертификат правительственной награды, учрежденной в 1848 году, цитирую королевский указ, "для вознаграждения…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 20 comments

  • о венераблях

    Мемуары С. Ю. Витте, медитативненькое такое слушалово за работой. В каждой главе – не по разу, не по два – о крупных и крупнейших…

  • Блошка-матриошка

    Выцепила на Блохе, ущипните меня! старинную матрёшку пятиместную. Разумеется, торговалась как Мэтти Росс. Блошиный араб нахваливал свою…

  • ещё о крестьянской нравственности

    ...из моего собрания. Это сертификат правительственной награды, учрежденной в 1848 году, цитирую королевский указ, "для вознаграждения…