mmekourdukova (mmekourdukova) wrote,
mmekourdukova
mmekourdukova

Categories:

Впитываем информацию

В связи с беседой в комментах ко вчерашней записи запощу-ка я вот такой искусствоведческий текст со своими ремарками.
С. В. Алексеев, Зримая истина. СПб, 2006. Отрывок, по мысли его автора, является краткой характеристикой основных иконописных школ.
Итак,

«Новгородская школа пережила два основных периода. Первый относится к XII - XIII векам, когда новгородцы, имеющие постоянные торговые связи с Западом, смогли выработать свой художественный стиль (словно без таких связей стиль выработать никто не может), который, хотя и возник под некоторым влиянием господствовавших в то время в Европе романских форм (в Европе в то время уже господствовали готические формы), всё же обрёл неповторимую индивидуальность (в чём она заключалась, читателю так и не сообщают: всё позитивное, что он узнаёт о стиле новгородской школы первого периода, заключается в двух определениях: «свой» и «обретший неповторимую индивидуальность»). Второй период - XIV-XV века, когда в Новгороде разворачивается активная деятельность византийских изографов (почему не просто «греческих»? Ведь под византийским искусством историки понимают творчество художников многих православных и даже неправославных стран вплоть до падения Византии – а затем всё то же византийское, под названием поствизантийского, продолжает жить полнокровной жизнью ещё два века, до начала распространения западных влияний). Стиль такого византийского мастера, как Феофан Грек (почему не просто «стиль Феофана Грека»? Тем более что имен прочих греков, работавших в Новгороде, мы просто вообще не знаем), совпал с вкусами и умонастроениями новгородцев (ясное дело, совпал! Те, чей стиль «не совпадал», заказов не получали! А вот в чем именно он совпал, так и остаётся загадкой). Свои лучшие фрески в церкви Спаса Преображения на Ильинке Феофан Грек написал в традиции, не имеющей ничего общего с византийским иконописанием (такие сногсшибательные утверждения следует доказывать, тем паче что строкой выше Феофан был назван византийским мастером. И даже если бы отсутствие византийских черт в стиле Феофана было правдой, какую информацию о его стиле мы можем из этого извлечь? С тем же успехом можно было бы объявить его традицию не имеющей ничего общего с японской гравюрой. И почему вообще речь ведётся о традиции? Слово это означает передачу - кто же передал Феофану его «ничего общего не имеющий с византийским» стиль?)
Именно в этот период и сложились все основные черты новгородской иконописной школы – экспрессия (а что, в московской или тверской школе её нет?), сильное духовное напряжение (вообще-то передача последнего в живописи и называется экспрессией), сочность и яркость колорита, где преобладают сочетания ярко-красной киновари (как будто киноварь может быть не яркой и не красной) с белыми и золотисто-охристыми красками (цветовыми оттенками, а вовсе не красками: «белых красок» во множественном числе в это время не было – кроме свинцовых белил, никакими другими новгородцы не пользовались. А «золотисто-охристых красок» и вовсе не существует: есть только охры, желтые и красные разных оттенков). Для новгородской иконы характерна простота и некоторая свобода в изображении местночтимых святых (в чем простота и свобода? В стиле или в иконографии? И что же, в трактовке иных сюжетов новгородцам были свойственны скованность и сложность?)
С потерей независимости Новгорода в 1478 году, новгородская школа стала терять свои самобытные черты (это и всё, дорогой читатель, прощайтесь с этими самобытными чертами, многонько же нам пришлось о них узнать...).

Московскую школу, в отличии (орфография сохранена) от новгородской, характеризует гармоничное, богословское начало (как хороши эти два определения рядышком! Сразу приходит на ум школярская шутка «сад был большой, колхозный и вишнёвый». Что же до сути каждого из определений, то без гармоничного начала нет и школы, а без богословского – нет иконы. Некая гармония свойственна любому стилю, а богословие к стилю вообще отношения не имеет. Но самое забавное – это признание гармоничности и «теологичности» за московской школой в отличие от новгородской. Неужели в несчастной новгородской школе так-таки отсутствовало и то, и другое?), московским иконописцам чужда простота и эмоциональность иконописцев Новгорода (Совсем чужда? Стало быть, москвичи были этакими бесстрастными маньеристами?).

В XIV веке, во время правления святого благоверного великого князя Дмитрия Донского (он что, курировал иконописцев?) в московском иконописании доминировала тенденция, при которой главым (орфография сохранена) в иконе считалась внутренняя духовная гармония и созерцание (вишь ты, какая необычная тенденция! Неужели только при св. Дмитрии Донском она доминировала?). Несомненно на московскую иконопись этого периода оказал сильное влияние исихазм (коли несомненно, так, может быть, нам объяснят, в чем же он сказался? В типаже, иконографии, рисунке, колорите, композиции, ритме или ещё в чем? И, главное, как он сказался?). Выдающимся исихастом считают основателя Троице-Сергиевой Лавры преподобного Сергия Радонежского. С исихазмом связывают и иконописание преподобного Андрея Рублева (добро, пусть связывают. Но на основании каких именно стилистических признаков? Не зная этого, мы ведь рискуем спутать иконописца-исихаста с иконописцем-варламитом или каким-нибудь там... иосифлянином... или вообще имяславцем...) . Если Феофана Грека, который к тому времени из Новгорода перебрался в Москву, можно назвать апологетом страха Божия, то преподобного Андрея – свидетелем Божиего милосердия. Такие иконы, как Троица Ветхозаветная, Спас Звенигородский (какие же это – «такие, как»?) являют нам милующего, многотерпящего и всепрощающего Бога. Преподобный Андрей Рублев – не столько изограф, столько (орфография снова сохранена: редактор явно клевал носом над этой галиматьей, в которой не содержится ни единого намёка на заявленную тему) высочайший молитвенник с кистью в руках (хорошо, мы не станем потешаться над этим навязшим в зубах трюизмом, мы готовы с ним согласиться, но как же всё-таки, глядя на его живопись, мы догадываемся о том, что Рублев был молитвенник?)

Если в иконописании святого Андрея Рублёва ещё прослеживаются внутренние духовные черты византийской традиции (опять эти «внутренние духовные»! А внешние бывают? И что же это, наконец, за черты такие?), то в иконах и фресках Дионисия уже заметна поствизантийская тенденция, которая выражена в предельно светлом колорите (ничего там не заметно и заметно быть не может: определение «поствизантийское искусство» есть определение территориально-политическое, а не стилистическое. Поствизантийским условно называют искусство тех регионов – России, частично Италии, Валахии, Моравии – где, несмотря на гибель империи в середине XV века, сохранялись ещё этак век-другой византийские стилистические принципы. Это именно то искусство, по которому незаметно, что империя рухнула. Но даже если предположить, что между византийским и поствизантийским искусством есть стилистические различия, то с какой стати отличительной чертой Дионисия от византийцев служит светлый колорит? В огромном разнообразии византийских школ встречаются и такие, чей колорит был не темнее дионисиевского), где преобладают холодные тона (в византийском искусстве сколько угодно примеров колорита ещё более холодного, чем дионисиевский), в точно выверенном рисунке (ну, это уж просто дальше ехать некуда – до Дионисия, стало быть, во всем византийском искусстве прямо-таки ни у кого не было выверенного рисунка!) и в любовании красотой окружающего Богозданного мира (час от часу не легче. До Дионисия художникам и в голову не приходило полюбоваться этой красотой) .....

Ну вот где-то так.
Добавлю еще, что издание носит подзаголовок «Книга о православной (а не о русской) иконе».
И что это издание второе, переработанное.

 

Tags: искусствоведы, лечебница шарантон
Subscribe

  • Царство, раздельшееся на ся

    По поводу нашейпобеды, или перехода европейских русско-экзархатских приходов в РПЦ. Ну да, некоторое количество различного качества недвижимости…

  • обыкновенный экуменизм

    Вчерась был профессиональный праздник, и меня опять, так сошлось, довольно оригинально поздравили из Франции – родины Учения. Пишет дама…

  • о детях и молодёжи, или мы такими не были

    Пока я тут оклёмываюсь от катастрофы , позвольте на скорую руку показать вам увиденный мною сегодня логотип Патриаршего Центра Духовного Развития…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 70 comments

  • Царство, раздельшееся на ся

    По поводу нашейпобеды, или перехода европейских русско-экзархатских приходов в РПЦ. Ну да, некоторое количество различного качества недвижимости…

  • обыкновенный экуменизм

    Вчерась был профессиональный праздник, и меня опять, так сошлось, довольно оригинально поздравили из Франции – родины Учения. Пишет дама…

  • о детях и молодёжи, или мы такими не были

    Пока я тут оклёмываюсь от катастрофы , позвольте на скорую руку показать вам увиденный мною сегодня логотип Патриаршего Центра Духовного Развития…